Венский пятиструнник – виолоне

violone_great-bass-viol_PeterLely_1640_detaXVIII век назван всемирной историей Веком разума и просвещения. Зарождение многих музыкальных стилей и традиций музицирования; возникновение капелл, оркестров и ансамблей, оперных групп и театров; совершенствование и расцвет музыкального образования; развитие концертной деятельности и композиторских школ. Такая она, Вена восемнадцатого века, рай для музыкантов.
Удивительное явление – период венской классики, венской классической школы, переживавший свой расцвет в конце XVIII – начале ХIХ вв. Музыкальное искусство подразумевает «классический» как непревзойденный, совершенный и образцовый.

История контрабасового искусства весьма многогранна и претерпела на своем веку множество изменений. Корни контрабаса уходят в эпоху Возрождения. Каких только предшественников не было у инструмента – басовые скрипки, басовые лиры да гамба, лироне, перфетто. Семейство виол, появившееся в Европе с середины XV в. и получившие широкое распространение до середины XVIII в. Непосредственным контрабасовым предшественником все же считается, почти равная ему по размеру контрабасовая виола. Первое, наиболее точное описание контрабасовых виол сделал инструментовед М.Преториус в начале XVII в. Он предложил их использование для октавного удвоения басового голоса, которое исполняет виолоне, указывая на то, что в партии контрабасовой виолы ключ Фа ставится не на 4-й, а на 3-й линейке, а нижние ноты записывались октавой выше своего звучання. У контрабасовой виолы было 5, реже 6 струн. Слово «виолоне» со второй половины XVI в. обозначало большую басовую виолу да гамба, с последней четверти XVII в. отождествлялась с «вновь образованным» инструментом – контрабасом. В Германии контрабас получил название der Kontrabass, во Франции – Contrebasse, в Италии его стали называть Violone, в Англии – Double bass.

Контрабас, виолон, контр виолон…

Сейчас есть условный договор об определенных названиях инструментов. Например, виолоном называют большую контрабасовую виолу – кварто-терцовый строй типа d-A-E-C-G-D или то же от g. Так как лады являются неотделимым атрибутом инструментов семейства виол, а видов басовых виол очень много, то довольно трудно в нашем современном понимании сказать, что есть виолон, а что контрабас. Венский пятиструнник можно назвать и виолоном, и венским виолоном. Важной особенностью понятия «виолоне» является то, что это не был инструмент только 16-футового регистра. Виолоне мог воспроизводить в контроктаве A1, G1, D1. С 50-х г. XVIII века «Violone» обозначает только контрабас. С этого периода он почти полностью вытесняет контрабасовую виолу и является обязательно-полноправным составляющим инструментом многих европейских оркестров, приближаясь по форме и конструкции к современным инструментам. Количество контрабасов в оркестре не превышало четырех. Леопольд Моцарт, придворный композитор архиепископа Зальцбургского, отец великого Моцарта-сына, писал во 2-м издании своей школы “Versuch einer grndlichen Violinschule” (Аугсбург,1756), что если вы хотите играть соло на контрабасе, то оснастите его 4-мя или 5-ю приличными струнами. Число струн ограничивается 5-ю, 4-мя и даже 3-мя, сокращается число настроек инструмента, устанавливается квартовый строй, унифицируются параметры размеров и оснащение инструмента (струны, подставка), f-образные резонаторные отверстия становятся типовой моделью и т.д. Единственное, что практически не изменилось – это смычок. Контрабас становится востребованным «солистом».

Виртуозы-контрабасисты для игры соло того времени так и делали – оснащали инструмент специального вида четырьмя или пятью струнами, настроив его по ре-мажорному трезвучию. Знаменитые Даль’Окка, Кемпфер, Шпергер и еще множество исполнителей играли на пятиструнных инструментах венского строя Об этом пишет в «Фундаментальном руководстве по композиции…» Иоганн Георг Альбрехтсбергер.

Вторая половина XVIII века была уникальной в плане написания множества произведений для контрабаса венскими композиторами. Контрабас являлся не самым популярным инструментом того времени. Если для скрипки и виолончели уже на заре их существования была написана масса сольных произведений. То из-за технических сложностей игры и значительных размеров, сольные произведения для контрабаса претерпели значительную эволюцию. В период венского классицизма для солирующего контрабаса писал свои гениальные произведения Йозеф Гайдн. Он первый вывел его на авансцену. Еще, будучи новичком-капельмейстером в капелле Эстерхарзи, Гайдн сочиняет 3 симфонии: «Утро», «День», «Вечер» и представляет князю солистов набранного им оркестра, в том числе и контрабасиста. Рассматривая соло для контрабаса в симфонии маэстро «Утро», можно сделать определенный вывод, что по изложению и складу эпизода, возможно он был написан именно для инструмента – венского баса. Кстати, единственное сочинение Моцарта для контрабаса – ария для баса и виртуозного контрабаса Per Questa Bella Mano. Современники Гайдна и Моцарта не отстали в написании произведений подобного рода – Карл Диттерсдорф, Иоганн Баптист Ванхаль, Франц Хоффмайстер, Леопольд Кожелух, Вацлав Пихль, Иоганн Маттиас Шпергер. «Венский пятиструнник» с настройкой струн F1 — A1 — D — Fis — A находится на особом счету. Именно для него гениальные композиторы «венского периода» создали около 30 концертов и много ансамблевой музыки. Интересным остается вопрос о том в каком строе в то время исполнялись оркестровые партии Моцарта. До сих пор нет однозначного ответа. Настроек в то время было множество, все зависело от конкретной страны, места, наличия инструментов и т.д.

В «венский период» музыка еще не отошла от техники генерал-баса. И определение Bassi имело в то время достаточно обобщенный характер. Венский бас – сочетание черт виолона (семейство виол) и контрабаса (условно скрипичное). Например, у Николауса Арнонкура в Concentus Musicus играют в октаву контрабас и виолон. В современном понятии, вопрос нижних (пятиструнных) партий также остается открытым. Нужно глубоко и всесторонне изучать конкретное произведение – для кого и для чего оно было написано, место написания, оркестровые партии и конкретный коллектив, инструменты и т.д. Контрабас, соответствуя характеру музыки, фактически «импровизирует» партию. Исполняет основные, опорные ноты, ритмические рисунки и выдержанные звуки, важные акценты, потому настройка основывается, в первую очередь, на тональности. И не факт, что нижняя струна будет обязательно «фа». Новые требования развития музыкального искусства предопределило необходимость мощного звучания инструмента, способного добиться эмоционального напряжения в больших аудиториях концертных залов, всевозможные технические приемы, конструктивные изменения и т.д. С наступлением XIX века контрабасовый виолоне уходит в историю, его место прочно занимает инструмент нового типа, предназначение которого быть гармонической основой звучания, выполнять роль самого низкого голоса ансамбля инструментов или большого симфонического оркестра – старый добрый контрабас!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting