Сольный или оркестровый путь?

Путь контрабасиста
Путь контрабасиста

“Сейчас слишком много молодых контрабасистов, для которых сольная программа приоритетна чем оркестровые партии, но надо быть более реалистичными и думать о своей дальнейшей карьере.” – говорит Чи-Чи Нваноку

Когда я была студенткой консерватории, то оркестр для молодых контрабасистов был очень актуален и имел приоритет более высокий чем сольный репертуар. Но как я наблюдаю сейчас тенденции склоняются совсем в другую сторону. Есть даже контрабасисты-преподаватели в консерваториях, которые никогда не работали в оркестрах и их студенты изучают виртуозную технику для сольной игры и не имеют средств для ее демонстрации в оркестровых партиях.
Я была наставником в молодежных оркестрах из молодых музыкантов из стран восточной Европы, таких как Польша, Украина, Армения, Россия. Где в первом раунде для прослушивания надо было прислать запись первой части концерта, а также нескольких оркестровых отрывков. Они включали симфонии Бетховена и Моцарта, стандартные отрывки с которыми обязательно должны столкнуться в профессиональной деятельности. Контраст между сольным произведение и оркестровыми партиями был колосальным. Молодые контрабасисты к оркестровым партиям подходили как к виртуозным произведениям, пренебрегали ритмом из-за чего отрывки становились очень виртуозными и мало узнаваемыми. Позже когда я начала работать с ними на групповых репетициях, стало ясно, что они не владели оркестровой техникой, не знали про опорные ноты, про игру по тональности, про то что надо слушать и на что опираться.
Так же был подобный опыт в Великобритании, где очень сильные традиции молодежной оркестровой игры. Мы проводили прослушивание в оркестр и было очень много блестящих виртуозных контрабасистов, которые имели лишь начальные знания о том как надо играть в оркестре.

Chi-Chi Nwanoku
Chi-Chi Nwanoku

Я считаю, что молодые контрабасисты часто не обращают внимание на гармоническое составляющее музыки. Гармония – это то, что делает для меня музыку понятной, для меня это самый важный инструмент. Я приучаю себя понимать какая гармония звучит на фортепиано во время сольной игры, когда играю свой голос. И это очень важно для оркестровой игры. Вы не можете сосредоточиться лишь на своем голосе, вы всегда должны слушать, что происходит вокруг вас и понимать, что ваша басовая линия это часть чего-то целого.
Педагоги консерватории должны изучать со своими студентами оркестровый репертуар, что в дальнейшем для них будет более востребовано. Ведь большая часть пойдет работать в оркестр и лишь единицы будут иметь возможность выступать сольно. Надо прививать молодым контрабасистам более реалистичное видение мира. Лучшее применение для контрабасиста это не сольное исполнительство, а оркестровая или ансамблевая работа.
Странно, что когда оркестры делают прослушивания, всегда в первую очередь они хотят услышать контрабасовый концерт, хотя потом даже если они они берут данного контрабасиста, то он никогда не исполняет сольно концерт с этим оркестром. Или как сейчас стало модно указывать в требования к прослушиванию виолончельные сюиты Баха. Для чего начинающих контрабасистов заставлять исполнять произведения написанные не для контрабаса, как будто мало контрабасового репертуара. И только уже во втором туре просят исполнить оркестровые отрывки. И зачастую музыканты с оркестровым мышление и более профессиональными оркестровыми навыка, но не столь виртуозной техникой в верхних позициях и на флажолетах, не проходят во второй тур прослушивания. Я считаю, что прослушивание в оркестр надо проводить начиная с оркестровых отрывков.
Зачастую если молодого контрабасиста готовили как солиста и у него не получилось стать солистом, то он уходит из профессии и труд педагога, средства затраченные на обучение идут на смарку. Стоит помнить, что многие из наших великих солистов получили огромный оркестровый опыт, и являются оркестровыми контрабасистами, которые совмещают свою оркестровую деятельность с сольными выступлениями. К примеру: Эдисон Руиз в Берлинской филармонии, Ринат Ибрагимов в Лондонском симфоническом оркестре, Людвих Штрайхер в Венской филармонии,
Играть на контрабасе в оркестре не унизительно, он сочетает в себе мелодическую, гармоническую и ритмическую основу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

Добавить комментарий