История исполнительства на контрабасе знала немало блистательных имен солистов-концертантов: Драгонетти, Боттезини, Кусевицкий, Гертович, но то, чего достиг в своем искусстве Родион Азархин, поражает! В самом деле: передо мной его «старая» пластинка с концертной программой 60-х годов. Звучат скрипичные вариации «Моисей» Паганини, звучат, как и на скрипке, — на одной струне… Здесь же Интродукция и рондо каприччиозо Сен-Санса, и Ноктюрн Шопена, и «Грустный вальс» Сибелиуса, и прекрасная соната Ка-балевского. Разве кто-либо мог даже просто подумать, что это Возможно на контрабасе, считающемся самым громоздким и до сих пор еще малоосвоенным инструментом. Смелость и вера в победу плюс трудолюбие, помноженные на талант, привели к такому замечательному результату. В репертуаре Азархина около 400 произведений — вершины скрипичного и виолончельного искусства — классика, произведения советских, современных зарубежных авторов, те, которые Азархин сам переложил, увидев их по-новому в тембре своего инструмента, и те, которые были написаны специально для него. Все исполненное звучит полнокровно, убедительно, «без скидки» на инструмент. Слушая игру Азархина, убеждаешься, что мы просто недооценивали возможности контрабаса и контрабасиста, привыкнув к традиционному на них взгляду. Удивляешься и той щедрости, с какой Азархин предлагает плоды многолетнего труда: каждое его выступление уникально, все программы исполнены лишь однажды, даже без привычной в концертной практике обкатки. Интерес к творчеству этого исполнителя велик и за рубежом. Его пластинки выпущены в США, Японии, Голландии, ГДР и других странах.
Об игре Азархина высоко отзывались Шостакович, Хачатурян, Хренников и другие большие музыканты.
Я хорошо знаю Азархина по совместной работе. Он играл и записал соло из моего Концерта для оркестра. Не раз он помогал мне советами и плодотворными идеями, которыми он щедро делится. Найдя новую технологию игры, Азархин стремится поделиться своими знаниями и опытом с коллегами. Он выпустил в свет около ста своих транскрипций и редакций, расширивших и обогативших контрабасовый репертуар, две книги, статьи. А теперь еще стал сочинять музыку для контрабаса.
Поистине трудно переоценить тот вклад, который сделал этот одаренный художник для развития советского исполнительского искусства.