Сейчас ваша корзина пуста!
Первый поход на классический концерт, или как не стать «белой» вороной..
В последние годы заметно снижается интерес людей к классической музыке. Не к музыке, как таковой, а к походам на инструментальные концерты классических произведений. Одним из факторов стало огромное количество иных способов эту музыку услышать, начиная покупкой компакт-дисков и заканчивая поиском в сети. Однако, ничто не сможет заменить то ощущение, которое дарит исполнение в живую. Когда люди могут слышать великие произведения из музыкальных инструментов, для которых были созданы когда-то, и понимают, что услышанное есть только здесь и сейчас, и больше никогда не повторится в подобной вариации исполнения. Все, кто хотя бы раз бывал на таких концертах, не остались равнодушными.
Почему же все чаще залы заполняют люди более старшего поколения, а молодежь, даже та, что не равнодушна к классике, предпочитает слушать ее в других условиях? Проводимые опросы проясняют ситуацию. Молодых или неопытных слушателей, пришедших на такой концерт впервые, чаще всего напрягает сама атмосфера таких концертов, манерная и несовременная. Неписанные правила поведения, незнание которых, заставляет слушателя чувствовать себя неловко и смущаться. Помимо этого, чувство растерянности добавляет отсутствие специальных знаний о такой музыке.
Справиться с этим просто, достаточно перед концертом немного почитать о предполагаемом композиторе и его музыке, и тогда чувства от прослушивания будут куда более яркими и осознанными. Не обязательно быть знатоком классической музыки или уметь играть на каком-то инструменте, достаточно лишь иметь желание слушать, готовность впустить музыку в себя. Как это сделать?
Важно уметь отвлечься от внешних факторов: не смотреть, что делают соседи по рядам, не разглядывать зал, а постараться сосредоточиться на игре, услышать каждый инструмент по отдельности и тут же соединить огромный оркестр в одно целое. И не нужно переживать, что музыкальное произведение должно вызвать у слушателя определенные эмоции. Суть в том, что на каждого человека одна и та же музыка влияет по-разному, вызывая совершенно противоположные ощущения. И это прекрасно, испытывать разные чувства от прослушивания.
Один из первых вопросов начинающего: «Что надеть на концерт?» Обязательна ли одежда, как на торжественный прием? Действительно, несколько десятилетий назад существовал строгий вечерний дресс-код, а в XIX веке наряжались так, будто собирались на бал или на королевский прием. Сейчас все изменилось. Хотя большие парадные концерты еще предполагают особую пышность наряда, но на концерте обычный смокинг и платье бальное покажутся уже излишеством.
Значит ли это, что можно одеваться на концерт как угодно? Ответить однозначно сложно. Зависит от личного воспитания и возможностей человека. Но музыка заслуживает того, чтобы к ней с уважением относились, как и труд музыкантов. Концерт — это все же неординарное событие, так почему бы не создать себе особый настрой и не принарядится? Специальных предписаний все же не существует, каждый имеет право следовать своему личному вкусу.
По возможности, не опаздывайте на концерт, забегая перед последним звонком в зал. Судорожно разыскивая свои места и шурша программкой, вы точно не оставите о себе впечатление вежливого слушателя. К тому же, программу полезно будет прочесть до того, как заиграет музыка. Нередко сейчас практикуют вступительную беседу, когда дирижер, музыковед или сами исполнители рассказывают о предстоящих произведениях, нюансах исполнения или важные для зрителя факты.
Не стоит идти на концерт, если вы больны, кашель никого из окружающих не порадует. О том, что звук на мобильном нужно выключить, напоминать даже не стоит. Сон, конечно, полезен, но если вы громко захрапите в самый ответственный момент, музыканты обидятся, поверьте.
Если вы решили или вынуждены покинуть выступление раньше времени, постарайтесь сделать это как можно незаметней и тише, не стуча каблуками, не обсуждая увиденное на ходу, не хлопая дверью на выходе из зала. Уважайте других зрителей и музыкантов!
Не слишком ли кусаются цены на билеты классической музыки? Для многих цена является останавливающим фактором. Но если вспомнить о расходах музыкантов, она приобретает адекватный оттенок и не вызывает недоумения. Вспомните, сколько лет и сил нужно потратить музыканту, чтобы выйти на сцену и до первого гонорара, платные уроки, баснословно дорогие инструменты и их содержание. И постоянные репетиции ради совершенствования. Как минимум, музыканту хочется кушать. Конкуренция в этом деле не менее жесткая, чем в современном шоу-бизнесе. Не считая расходов на аренду зала, рекламу, зарплату обслуживающего персонала. Вспоминая цены на выступления поп-звезды или футбольный матч, цена уже не так пугает.
Какое место лучше выбрать? Если деньги позволяют, лучше всего брать места в центре с седьмого по двенадцатый ряд. Тогда хорошо видно музыкантов и, главное, лучше всего слышно. Боковые места неплохи, но все же немного искажают звук. Звук зависит и от многочисленности оркестра. Чем он больше, тем менее важно место, хорошо слышно будет везде. Если хочется видеть руки музыкантов во время игры, выбирайте балкон или ложу.
Кто главный? Существует негласное правило, что главным в оркестре является солист, а дирижер в спорных вопросах подчиняется. Но в жизни чаще всего удается прийти к общему мнению без особых конфликтов, как правило, на выяснение отношений просто не остается времени. Расположение музыкантов в оркестре устанавливалось годами для наилучшего звучания. Но дирижер имеет право поменять его, если посчитает нужным в отдельном случае. Обычно широкой дугой располагаются перед дирижёром струнные инструменты, за ними — деревянные духовые, а по бокам — медные духовые. Позади всех ставят ударные инструменты.
Каждый музыкант точно знает свое место и выходит на сцену со своим инструментом. Исключением являются тяжелые инструменты: арфы, литавры, контрабасы, рояль — их устанавливают заранее. Ноты подготавливают на пультах тоже заблаговременно, для каждого из музыкантов свою партию произведения. Эти партии по отдельности прозвучат странно, только соединив их все вместе, вы услышите то, за чем пришли — музыку!
На сцену каждый музыкант выходит с точно настроенным инструментом, но пусть слушателя не удивляет, что перед началом выступления все равно происходит непродолжительная настройка, все инструменты должны настроиться на одну волну звучания. Звуки настройки не очень радуют слух, но без этой прелюдии не обойтись. Выход дирижера на сцену обозначает финальную готовность к выступлению и обычно приветствуется аплодисментами зрителей.
Одно неписанное правило будет полезным для ознакомления, аплодировать принято только по окончании всего музыкального произведения, а не отдельной его части. А также, не стоит выражать свое восхищение в паузах между частями свистом, отбиванием такта, криками «Браво», каким бы великолепным оно вам ни казалось.
И помните, наиболее уважительна для музыканта, в итоге, тишина, а не аплодисменты. Приятного вам знакомства с классикой.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.