Сейчас ваша корзина пуста!
Октобас
Октобас является самым крупногабаритным из струнных смычковых инструментов. Его длина достигает четырех метров. Он объединяет в себе отдельные параметры двух видов: скрипичного и семейства виол.
Создание музыкального инструмента
Предыстория появления музыкального инструмента имеет не одно столетие и уходит своими корнями в далекий семнадцатый век. Предположения скрипичных дел мастеров о том, что габаритов каркаса контрабаса недостаточно для очень низкого звучания, привели их к созданию контрабаса-гиганта. Такой инструмент назвали октобасом. Применяют и иные названия этого инструмента, такие как октавный контрабас или субконтрабас. Один из экземпляров под названием «Голиаф» выставлен в английском музее Виктории и Альберта в Лондоне, в длину он достигает 2-х метров 60 сантиметров.
Игра на Голиафе являлась очень трудоемким процессом. Предполагалось, что для исполнения произведений один музыкант должен был стоять высоко на стуле и зажимать струны, а второй извлекал звуки с помощью смычка.
Еще один выдающийся экземпляр был создан в 1849 году французским скрипичных дел мастером Жаном Батистом Вийомом. Габариты инструмента впечатляли: в длину он был почти четыре метра. Игра на этом октобасе была не так сложна, как на Голиафе. Инструмент укреплялся в вертикальной позиции, а исполнитель располагался на специально разработанную для него площадку. Несмотря на это, исполнитель не мог полноценно зажимать струны грифа, поскольку они были очень большими. Поэтому мастер изготовил устройство, которое управлялось с помощью ручных рычагов и громоздких педалей. Музыканту приходилось удерживаться на одной ноге, другой же он управлял педалями. Передвигая рычаги левой рукой, в правой он удерживал смычок. Натяжные длинные канаты с планками соединяли гриф с эти вспомогательным устройством. Как только рука или нога музыканта касалась педали или рычага, струна прижималась планкой к грифу.
Еще более необыкновенным по своим размерам был огромный октобас, который в длину доходил до четырех с половиной метров. По ширине корпус не намного превосходил размер обычного контрабаса и был около двух метров. Изготовлен такой крупногабаритный экземпляр был Джоном Гейером в американском Цинциннати.
Однако повсеместного распространения октавные контрабасы так и не получили. Скрипичные мастера не добились желаемых результатов, так как не получили предполагавшуюся насыщенность и силу звука. Инструмент помог достигнуть предела диапазона по низким частотам, но никакими иными преимуществами перед контрабасом не обладал.
Несмотря на это, сегодня октобас используют на некоторых музыкальных выступлениях. Инструмент часто используют, если композитор включает отдельную партию для него.
Строй октавного контрабаса
Сегодня октобас является трехструнным инструментом. Струны настроены на такие ноты как до, соль и ре. Самое низкое звучание соответствует нижней границе диапазона, которое слышит человеческое ухо. Поэтому продолжение экспериментов по достижению более низких частот является бессмысленным, так как звука слышно не будет.
Техника исполнения на октобасе
Современные инструменты также имеют очень большие размеры, поэтому игра на них является непростой задачей для музыканта. Для того чтобы музыкант мог играть на субконтрабасе, используют специальную табуретку.
Прижатие струн в октобасе происходит при помощи особого ручного приспособления. В инструмент вмонтированы 7 рычагов, позволяющих прижать сразу все струны на одном из нужных ладов.
Принцип игры на октавном контрабасе такой же, как и на других инструментах скрипичного семейства. Ограниченная техника игры на нем обусловлена крупными габаритами и неудобным положением смычка. Поэтому темп игры различных скачков и гамм значительно снижен.
В основном субконтрабас используют для игры в симфоническом оркестре. Многие композиторы использовали в своих творениях этот инструмент для плотности и полноты звучания произведения. Самыми известными современными произведениями с применением октобаса являются труды композитора Адама Гилберти из Америки.
В современном мире музыки существуют и другие крупные и низкочастотные инструменты. Изготовлены они по принципу увеличения своих аналогов. К таким музыкальным инструментам относятся контрабас-тромбон, бас-туба, контрабас-флейта и другие.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.