О контрабасах: тенденции. Диапазон

Всем привет, продолжаю следить за контрабасовой общественностью через призму зарубежных форумов, ориентируясь на Толкбас, как на маяк в океане околобасовых обсуждений. Время как обычно мало влияет на контрабасовые реалии и очередная заинтересовавшая меня тема – диапазон – так же почти не развивается последние лет сто. 

В учебниках по инструментоведению и оркестровке контрабасы указываются как двух с половиной-октавные инструменты от Ми контр- до си малой или до первой октавы и лишь иногда упоминается возможность взятия более высоких нот с расширением диапазона до трех-четырех октав*. Всё ещё не забыта академическая сольная настройка – с тем же диапазоном, но на тон выше. Строй пятиструнных контрабасов в литературе обычно указывают от До контроктавы, как бы определяя ту самую функцию пятой струны, как дублирующей бас виолончели октавой ниже, ради чего, собственно, и прописавшейся на контрабасе в оркестре. И хотя, как мне кажется, каждый басист понимает, что удобнее настраивать пятиструнник от лежащей на полтона ниже Си, сохраняя таким образом квартовый строй и приоткрывая вход в субконтроктаву, традиционное представление о До как о ноте «знаковой для всего» в случае контрабасового строя в оркестре сохраняется. Джазмены не любят пятиструнники и зовут их попроще – пятаки, а если бы любили, то строили бы пятую в Си, как делают почти все свободные и часть оркестровых контрабасистов, а ещё вернее пятую оставили бы в Ми, но обрели сольную высокую до, что является практикой распространённой, но игнорируемой со стороны многих книго-авторов. Впрочем, расширение диапазона вверх достижимо широким спектром методов и о нём можно пока помолчать. Контрабас – инструмент опорный, нам бы вниз. 

Вообще, пятиструнникам жаловаться грех, ведь им посчастливилось не остаться незамеченными авторами книг, что произошло с целым пластом  контрабасов с  нестандартным строем и всевозможными строерасширителями, хотя пласт этот весьма широк и значим. Видимо, эта пятиструнная заметность обусловлена тем, что в целом они не являются чем-то исключительным и никого не удивляют уже лет триста, примерно с тех пор, как перестали удивлять пользователей шести-семиструнных контрабасовых виол. Т. е. пять струн – это не много, а мало, по крайней мере в координатах семнадцатого века. Нельзя не упомянуть и другую крайность – трехструнник, появившийся в смутные времена и более чем широко представленный  и после первой мировой, но о нем – когда-нибудь позже. Классический сегодня четырехструнник, как видится, не такой уж и классический**. 

Удлинители грифа, которые используются в некоторых европейских оркестрах, а американскими контрабасистами и вовсе применяются повсеместно, до сих пор мало встречаются на территории славянских стран и потому не обрели собственного названия. Прямая транскрипция «Цэ-экстеншн» (от C-extension) не слишком хорошо звучит по-русски, но за неимением иного наименования слышится всё чаще. Этот самый цэ-экстеншн представляет собой этакий аппендикс, продлевающий струну Ми за порожек и дальше, позволяя понижать строй на два (реже два с половиной) тона, т. е. до ноты До (Си), по этой функции и получивший своё название. Поскольку ноты ниже Ми нужны не часто, дополнительный диапазон в обычное время купируется специальным пальцем-каподастром, оставляя дополнительную длину вне основного диапазона. Поскольку возможности левой руки на контрабасе за верхним порожком весьма ограничены, то капо-пальцев может быть несколько – до пяти, согласно количеству удерживаемых полутонов. Так же аппендикс может быть дополнен весьма сложной механикой в чистом стим-панковском стиле, напоминающей не то саксофон, не то швейную машинку, а то и паровоз. Эта самая механика позволяет оперативно управлять капо-пальцами и даже проигрывать мелодии в самом низком диапазоне, в то время как классические удлинители позволят разве что сделать дроп или взять педаль на соответствующем тоне. 

На пути вниз диапазона есть еще особые категории настройщиков – квинтеры и детюнерщики. Первые строятся на виолончельный манер от низкой До (CGDA), получая на четырех струнах диапазон побольше пятиструнника, правда, вместе с сопутствующими нюансами, навроде сверх растяжек нестандартных аппликатур, составления собственного набора струн и даже постройки специальных уменьшенных инструментов, располагающих к такому строю. Вторые используют приблуды, ослабляющие натяжение струны Ми и понижение её звучание до Ре. Нехватка диапазона вниз очевидна, но Ре – это всё же два полутона вниз и – кстати – довольно часто нужная нота. Кто-то обходится без дополнительных средств, настырно накручивая колок перед соответствующей песней (да, я знаком с понятием «скордатура», но оно никак не вписывается в этот текст). Поскольку эти альтернативные пути слишком уж альтернативны, то с общих площадок уходят на периферию, активно обсуждаются в профильных беседах и на сайтах типа «квинтовый бас». Смена строя остается специальным приемом, а в силу не сольной функции контрабаса используется индивидуально, т.е. мало. 

Соответственно с середины двадцатого века, когда трех- и шестиструнники окончательно ушли в музеи и аутентичную этнику, а альтернативные строи в специальную музыку и соло, контрабасы остались широко представленными в трех исполнениях: четырёхструнник лысый (нижняя Ми), четырехструнник с экстеншеном (нижняя Ми с дропом в До), пятиструнник (До или Си). 

Это теория. Что на практике? 

Оркестры и академические представления оставим специалистам, т. е. за рамками этого разговора. А вот за джаззеров и свободных музыкантов поговорить не грех, что они? 

Толкбас форум не просто буржуйский, но и совершенно определенно американский. Америка – не Германия, в Америке пятиструнников днём с огнём – у нас больше! К тому же (судя по простейшей статистике подсчета постов и фоток) большинство весьма немногочисленных пятёр – это местные фанерные Кеи, по сути – четырехструнники с вживленным доп. колком и пятиканавочными порожком и подставкой. Гриф и кузов остаются стандартными. Пятая струна, кстати, вовсе не пятая, а «нулевая» – высокая до, вниз диапазон по прежнему доходит лишь до кислой Ми. Потому мнение о ненужности пятаков в приоритете. Но немногочисленным европейцам тоже тусовать в басовом плане особо негде, потому залётные отстаивают собственные взгляды. 

Во-первых, экстеншнены – мера явно вынужденная, от нехватки пятой струны возникшая. 

Во-вторых, пятиструнник с высокой до – это не для нас, это для Ренуа Гарсиа Фонса и всяких малопонятных солистов. Для нас – суб-низы и понятная метрика. Потому никаких тонких струн и, кстати, никаких оркестровых нижних До, только настоящая человеческая Си: тут тебе и нота вниз и аппликатура транспонируемая. 

Во-третьих, никаких перестроев струн – это что еще такое?! Только честные настройки «на всю жизнь»! 

В-четвертых, хороший пятиструнник требует широкого грифа, толстой шеи, своего подгрифа и – по плану – особого или хорошо переработанного корпуса. Но и конверсии с вживленной пятой не являются чем-то запретным – пожалуйста, тем более с заменой грифа и шеи. 

По особенностям игры привыкшие к пятеркам не отмечают никаких недостатков, типа неудобного хвата или малого диапазона смычка: дело техники. Что касательно мнения «чем больше струн – тем хуже звук» – Паганини (шутка), то звук в большей степени зависит от качества баса. Ну и повышенная утомляемость с «лишней» струной – миф. Во всяком случае, те же оркестровики как-то играют многочасовые репетиции на пятёрках и ничего, не жужжат. 

Правда, пятиструнная медаль имеет и обратную сторону. Например, пятиструнников мало не только в США, но и вообще в мире – ну и где же их брать? Пятерка нужна не всегда – на джазовом фестивале могут и засмеять: этакая арфа. Да и толстый гриф всё же не всем в пору. 

А что цэ-экстеншеры? На их стороне стандартность основного баса: практически любой бас можно дополнить экстеншном и играть на привычном инструменте, но с расширенным диапазоном. Тут и свои традиции – им не кажется это чем-то странным. В джазе, опять же, дело привычное – не то, что пятая струна. Ну и хороший цэ-экстеншн – это ведь произведение искусства, украшающее бас и его владельца. Недостатков, впрочем, тоже хватает. Для начала, экстендеры фактически не могут быстро и полноценно увести пассаж вниз – им требуется подготовка, да и интонация ниже Ми не слишком изящна. Потом, на их плече находится дополнительный вес, а габарит контрабаса увеличивается, так что он в чехол не лезет. Струна Ми нужна специальная – длинная и толстая, и вообще, До, а не Ми. И она подороже Си порой, да и в целом контрабас с экстеншном подороже аналогичного по качеству пятиструнника выходит. Наконец, не всем нравится этот аппендикс и вообще он явно чужероден скрипично-виольному семейству: пятиструнные скрипки, например, есть, а вот скрипок с удлинителями так с ходу и не вспомнишь. 

Где же правда? Как заполнить контрабасом низ и остаться при этом человеком? Споры идут годами и текущий год не исключение. А те, кто не собирается отказываться ни от каких возможностей, заказывают сумасшедшие гибриды: пятиструнники и с высокой до и с удлинителем на низкую Си. Вот вам и диапазон – на зависть многим. 

________ 

* У меня старые учебники по оркестровке. Полагаю, что в более современных изданиях диапазон контрабаса справедливо пересмотрен и подтянут хотя бы до уровня специализированной контрабасовой литературы. 

** Здесь необходимо отметить некоторую условность моих знаний. В качестве представления кратко обозначу себя как стойкого контрабас-любителя. С некоторой печалью отмечу, что не ошибся: не контрабасиста-любителя, а контрабас-любителя. 

Автор: Окольничков Виктор Сергеевич

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting