Милушкин Александр Андреевич – прогресс музыкальной идеи

МилушкинРоссия ХIX-ХХ вв. – место, где зародились контрабасовые школы – петербургская и московская. Неумолимое время все же сохранило для нас множество имен солистов, педагогов, оставивших неизгладимый след в истории контрабасового исполнительства, создавших свои методы обучения и школы, имевших знаменитых учеников и последователей.

Первый педагог по классу контрабаса Санкт-Петербургской консерватории – профессор Иван Осипович Ферреро (Джованни Ферреро) – российский контрабасист итальянского происхождения. Традиции Петербургской школы, были с успехом продолжены В. Ждановым и далее В. Бехом, М.Краснопольским, П.Углицким. ХХ век – появились прекрасные педагоги М.Кравченко и С.Буяновский, М.Курбатов и П. Вейнблат.

Первым преподавателем контрабаса Московской консерватории стал Густав Шпеккин, далее «выросли» Иосиф Ромбаусек, В. Проскурнин, А.Милушкин… Русский-советский контрабасист и педагог Александр Андреевич Милушкин родился 2(14) февраля 1892 года в Саратовской области. Игре на контрабасе учился у Д.Шмукловского в Музыкально-драматическом училище Филармонического общества (1909-1913 гг.). Окончив училище музыкальное, он поступает в высшее техническое училище. Будучи участником Первой Мировой войны, А.Милушкин дважды награжден Георгиевским Крестом. Участвуя в Гражданской войне, в рядах Красной Армии, за проявленные мужество и отвагу был награжден Орденом и Золотыми часами.

После окончания войны, возвратился к любимой музыке и с 1920 года работал в Москве, играя в оркестре Большого театра, одновременно с этим являясь преподавателем класса контрабаса струнного отдела Государственного музыкального техникума им. братьев А. и Н.Рубинштейн (1923-1929 гг.). Преподавал на рабфаке, в Доме художественной самодеятельности, руководил классом контрабаса в Московской консерватории.С 1929 года Александр Андреевич начал свою педагогическую деятельность в Московской консерватории и преподавал там до конца жизни. В 1933 году получил звание доцента.Среди известных учеников Александра Милушкина замечательные исполнители и педагоги В.Зинович и А.Астахов, В.Хоменко и Д.Агафонов, С.Ефремов и М.Шевандо. Прогрессивно мыслящий педагог, талантливый организатор Александр Милушкин – яркая, творческая личность, известен более своей педагогической деятельностью и авторством учебников и первых репертуарных сборников для контрабаса в России (СССР). Его методические пособия, переложения для контрабаса сыграли значительную роль в становлении отечественной школы контрабаса.

В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века назрела острая необходимость в учебной литературе и пособиях по контрабасовому искусству не только для молодых музыкантов, но и для оркестрантов со стажем. Прекрасно понимая положение дел, деятельный и талантливый Александр Милушкин это понимал, да и время вносило свои коррективы. Задумка создания учебника зрела давно. Совместная работа с опытным, авторитетным контрабасистом-исполнителем, концертмейстером группы контрабасов Большого театра М.Домашевичем принесла свои плоды. Три объемные части «Полной школы-самоучителя для контрабаса» были изданы с 1928 по 1930 гг. В 1933 году опираясь на опыт первого издания, обобщив свой опыт исполнительской практики и преподавания, Александр Андреевич Милушкин опубликовал и «Школу для контрабаса» в которой увидели свет его прогрессивные методические идеи. В дополнение-приложение к учебнику были разработаны сборники учебно-педагогического репертуара.

Отечественная контрабасовая школа в 20-40-е годы ХХ в. формировалась, все больше, на изучении фактического материала, опыте, опирающемся на непосредственное наблюдение и эксперимент. Издание учебника «Полная школа-самоучитель для контрабаса» – пособия для профессионалов и учащихся в трех частях А.Милушкина и М.Домашевича, действительно стало событием. Небольшой тираж, всего 300 и 500 экземпляров. В рецензии, русский композитор и дирижер, профессор консерватории М.Ипполитов-Иванов дал оценку новому учебнику как исключительному явлению по своей полноте содержания, ясности изложения и фактических указаний по самоусовершенствованию. А в области педагогических пособий, назвал его разрешающим множество вопросов виртуозной техники, использующим не только техническую сторону, но и учитывающим сторону общего музыкального развития. И это делает учебник особенно ценным.

Учебный материал был представлен с детально развернутыми методическими комментариями на основе прогрессивных для того времени взглядов в области музыкального обучения.Мысль об общем музыкальном развитии учащегося-контрабасиста легла в основу отечественной школы контрабаса и определила путь ее дальнейшего развития. I и II части «Школы…» освящают основные навыки игры на контрабасе и подготовку к игре в оркестре. III часть – посвящена навыкам виртуозной (сольной) игры. В построении учебника просматривается принцип Школы Ф.Симандла, обучение контрабасистов на материале реальной практики. Технику штрихов и элементы оркестрового исполнительства представляют этюды и отрывки их контрабасовых сочинений Баха и Моцарта, Бетховена и Россини, Глинки и Вагнера, Верди, Римского-Корсакова, Чайковского. Даются советы по работе с оркестровой литературой русских и зарубежных композиторов, с использованием этого громадного материала для чтения нот с листа и изучения штрихов. При всей своей значимости Школы Милушкина-Домашевича, некоторые «ее положения» были все же непосильными для начинающих исполнителей и содержали методические недоработки авторов.

Следующий учебник А.Милушкина «Школа для контрабаса» был рецензирован авторитетными специалистами-профессорами Струнной кафедры Высшей музыкальной школы (так тогда называлась консерватория) И.Гертовичем, С.Козолуповым, А.Ямпольским. После внесения автором некоторых поправок учебник был признан ценным пособием для формирования технических навыков и художественного кругозора учащихся. И рекомендован «Музгизу» к печати в самое ближайшее время (1932 г.), что и было сделано в 1933 г. Вторая часть учебника была издана в 1939 году, третья часть так и осталась неизданной.

Предложением-новшеством А.Милушкина было две различные системы устройства и держания смычка. Начинающим рекомендовался смычок, более совершенный, французской системы. Немецкий смычок с высокой колодкой использовался в то время многими музыкантами в стране и за рубежом. В классе самого А.Милушкина ученики играли разными смычками, В.Зинович – французским, В.Хоменко – немецким. Кроме того, А.А. Милушкиным были рассмотрены актуальные аппликатурные приемы. Его идеи в области аппликатуры позднее используют и доработают в своих учебных пособиях ученики, например, В.Хоменко – «Новая аппликатура гамм и арпеджио для контрабаса» (1953).«Оркестровые этюды для контрабаса. Выписки из симфонической, оперной и балетной литературы русских композиторов», репертуарные сборники для разных этапов обучения, сборники собственных переложений (сонаты, пьесы) дополнили материал Школы А.Милушкина и составили учебный репертуар игры на контрабасе в 30-40-х гг., заложив, тем самым, основы фундамента отечественной литературы переложений для контрабаса.

Умер Александр Андреевич Милушкин 4 сентября 1938 года в Москве.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting