Рождённый в Венеции, итальянский контрабасист Доменико Драгонетти без всякого сомнения является одной из важнейших личностей в истории контрабаса. Он был выдающимся виртуозом чья манера исполнения очаровывала Бетховена, Гайдна и даже Наполеона Бонапарта. Многие называли его Паганини контрабаса благодаря широкой постановке левой руки и довольно длинным пальцам, которые позволяли ему достигать невероятной беглости и лёгкости во время игры. Венецианский музыковед Франческо Каффи, знавший Драгонетти лично, сравнивал сильный захват его левой руки с кузнечными тисками. Однако не только его инновационная техника и созданный им знаменитый «поклон Драгонетти» служат доказательством его редкостной одарённости.
Доменико Драгонетти был также композитором, который обогатил литературу контрабаса музыкальными произведениями от XVIII и XIX веков. Он оставил множество пьес для соло контрабаса с оркестром или фортепиано (в частности: много концертов, приблизительно 10 концертных пьес, более 30 сольных пьес, несколько вариаций и многое другое), много блестящих аранжировок (например, соната Корелли op. 5 no. 8 для трёх контрабасов, Крейцерова соната Бетховена, пьесы Франсуа Девьена, др.), несколько религиозных композиций и много камерной музыки, которую я назову ядром его произведений. Она состоит из 31 струнного квинтета (большая их часть содержит сольную партию для контрабаса) и 5 струнных квартетов.
Тем не менее самое известное произведение, которое мы причисляем к перу Доменико Драгонетти для контрабаса – увы было написанное не им. О какой пьесе я говорю и как это возможно?
Конечно же я говорю о знаменитом «Концерте ля-мажор», известном также как “Srudienkonzert». Его авторство десятилетиями приписывалось итальянскому виртуозу Доменико Драгонетти. Но прошло время и в последние годы значительно возрос интерес к его музыке. Эпоха Ренессанса. Затем вышло новое издание несправедливо забытых пьес, которым следовало бы услаждать слушателя не только при жизни композитора. Оказалось, что упомянутый концерт отличается по звучанию от других. Более того, было замечено, что заметки на полях первого издания этой пьесы принадлежат руке Эдуарда Нанни.
В поддержку своего мнения я буду использовать отрывки из нот, приведённые ниже, которые показывают сходство между «Концертом в ля-мажор» Э.Нанни и различие в сравнении с музыкой Д.Драгонетти.
Пример 1 – начало обсуждаемого концерта (изд. IMC)
Пример 2 – отрывок из первой части Концерта e-moll Эдуарда Нанни (изд. le Duc)
Пример 3 – отрывок из Allegro from Caprice #2 Эдуарда Нанни (изд. le Duc)
Пример 4 – конец первой части концерта d-moll Э. Нанни (изд. le Duc)
Пример 5 – отрывок из первой части обсуждаемого концерта (изд. IMC)
Пример 6 – начало Grande Concerto in D-dur Драгонетти (изд. Doblinger)
Пример 7 – начало концерта Драгонетти № 3 A-dur (изд.Doblinger)
Пример 8 – начало третьей части концерта H-dur Драгонетти
(изд. Recital Music)
Пример 9 – начало третьей части концерта Драгонетти № 3 A-dur (изд. Doblinger)
Давайте обратим внимание на первые три примера. Два из них без сомнения являются композициями Эдуарда Нанни, и одна, по имеющимся сведениям, принадлежит Драгонетти. Все композиции содержат пассажи, характерные Нанни, начинающиеся с ноты ре, повторяющая открытая струна ре, нисходящая повторяющаяся ля в положении большого пальца на ставке. Подобные движения можно заметить в 4 и 5 примерах. Там также можно увидеть один из любимых приёмов Нанни – триоль, переходящую через триаду, включая полутон ниже. Многие из этих и подобных примеров присутствуют в композициях этого французского виртуоза, и я оставлю их исследование любознательным стипендиатам.
Тем не менее, довольно легко заметить отличие в стилях композиторов. Пьесам Нанни не достаёт грациозности и блеска Драгонетти. Давайте рассмотрим 6 и 8 примеры. Мы можем видеть там снижение полутона, часто используемое итальянцами. Например, в «Концерт в ля мажор» их нет вообще.
Можно заметить систематичность при рассмотрении третьих частей концертов, опубликованных на настоящий момент, с Аллегро из «Концерта в ля мажор» (для того, чтобы это сделать, я решил привести Prestoиз Концерта в си мажоре и Allegretto из Концерта в ля мажор № 3). Основной целью композитора не было изображение слишком большой виртуозности. На самом деле, они требуют высоких навыков игры, но самым важным является элегантность, недостаток которой не позволил бы их исполнителю достичь успеха. Пример 8, являясь третьей частью концерта для контрабаса – это вальс, а пример 9 – лёгкая чарующая мелодия, которая позже повторялась в изменённых формах. В то же время основной целью Нанни является изображение виртуозности.
Пример 7 начинается с триоли (имеющей сходство с обсуждаемой пьесой) и продолжается изящной мелодией. Но, если мы посмотрим на «знаменитый концерт Драгонетти», мы можем легко распознать его характер, подобный этюду. По моему мнению, именно начало обнаруживает Нанни. Его композиции в основном чисто технические, тогда как итальянец может сочетать виртуозность и элегантность в типичном для него блестящем стиле. Поэтому представляется невозможным для Драгонетти писать пьесу в стиле композитора, который родился 26 лет спустя его смерти.
Следующим аргументом в поддержку моей точки зрения является тот факт, что в библиотеке Британского Музея нет рукописи этого концерта.
Я хотел бы также упомянуть, что эта точка зрения представлена не только мной, но и такими мудрыми и уважаемыми экспертами жизни и композиций Драгонетти, как:
Vito Liuzzi – известный и почитаемый итальянский контрабасист и педагог.
John Feeney – Американский контрабасист, который продвигает и публикует пьесы итальянского виртуоза. Он записал пока два диска с The Loma Mar Quartet под названием «Новая Академия Драгонетти», содержащие струнные квинтеты и квартеты Драгонетти.
David Heyes – Английский контрабасист, педагог и издатель, который опубликовал две композиции Драгонетти и, среди прочего, Концерт в си мажор.
Paolo Benelli – Итальянский контрабасист, который опубликовал коллекцию соло Драгонетти для контрабаса и фортепиано.
– и много, много других выдающихся музыкантов…
Остаётся вопрос: Но зачем? Зачем подписывать свою собственную композицию именем другого композитора?
Эту загадку разгадал Гари Карр. Он говорит, что Эдуард Нанни и Стьюарт Санки были друзьями. Санки, горевшему желанием продвижения нот для контрабаса, нужна была пьеса под известным именем, которую можно бы было быстро продать. У него появилась идея опубликовать пьесу своего друга. Нанни согласился и вскоре был представлен его концерт в ре минор. Однако удалось продать лишь несколько копий, так как Нанни не был достаточно известен как композитор. Нужна была пьеса – откровение. С согласия IMC Санки и Нанни решили опубликовать другой концерт Нанни, однако в этот раз они подписали его именем Доменико Драгонетти, который до сих пор считается истинным автором. Цель была достигнута – «Концерт в ля мажор» стал очень популярным.
Прочитав мою статью, кто-то может думать, что Нанни просто следовал стилю написания Драгонетти или то, что потеря рукописи не является достаточным аргументом. И я напомню – «Концерт в ля мажор» не имеет ничего общего со стилем Драгонетти и Нанни не мог следовать ему. Если бы он узнал больше из пьесы венецианского виртуоза, я уверен, что обсуждаемый концерт звучал бы по-другому.
На самом деле это просто хорошая мистификация, сделанная Эдуардом Нанни. Что касается определения «хорошая» я имею в виду успех, который достиг Нанни на многие годы, а не качество и сходство с работами Драгонетти.
Если моя статья не окажется для кого-то достаточно убедительной, я советовал бы им познакомиться с истинными произведениями Доменико Карло Марии Драгонетти, подлинность которых несомненна. Они быстро откроют другие ощущения и манеру, которые невозможно найти в «Концерте ля мажор» (Честно говоря, когда я начал исследовать музыку Драгонетти, «Концерт ля мажор» не совпадал с другими, и я быстро распознал умного француза).
Подводя итоги, я хотел бы обратить внимание читателя на тот факт, что «Концерт Драгонетти» на самом деле им не написан. Я считаю, что мы не должны совершать эту ошибку при подготовке изложений, концертов и экзаменов, и нам следует отважиться написать имя настоящего автора этой пьесы. Это несомненно поможет другим контрабасистам изменить своё представление о Драгонетти и облегчит обнаружение многих подлинных композиций, которые большей частью полны тайны и наполнены фантастической музыкой.
Автор: Михаил Былина
Перевод: Виктор Петрушенко