Концерт кафедры виолончели и контрабаса Московской консерватории

Концерт в малом зале консерватории
Концерт в малом зале консерватории

12 апреля в Малом зале Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского был проведен концерт кафедры виолончели и контрабаса. Молодые исполнители в очередной раз развеяли стереотип о том, что контрабас – инструмент исключительно оркестровый, аккомпанирующий. Программа была подобрана обширная и разнообразная – исполнялись произведения от эпохи раннего романтизма до самой современной музыки, показывающие как технические, так и так и музыкальные возможности контрабаса. Сцена максимально гармонично объединила исполнителей классики, современной музыки, рэгтайма и киномузыки. Вряд ли такое сочетание оставило хоть одного из слушателей равнодушным.
Исключительной виртуозностью зрителя поразили такие произведения,как вариации Боттезини, тарантелла Глиера и,конечно же, вариации на тему из оперы Джованни Россини, “Моисей”, сочиненные Никколо Паганини. В эпоху романтизма многие стремились обладать филигранной техникой, искали новые новые возможности извлечения звуков на инструментах,совершенствовались мастерство игры поиском и изучением всевозможных штрихов.Если говорить о Паганини, то он упорно совершенствовался в исполнении переходов, стакатто, пиццикато (в том числе в гаммах,простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов,стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости игры. Мог ли знать великий скрипач и композитор,что пару сотен лет спустя сложные виртуозные произведения,написанные им для скрипки,будут с изяществом и легкостью исполняться молодыми музыкантами – контрабасистами?..
Что касается выступавших на концерте виолончелистов, ими были исполнены в основном известные произведения композиторов-романтиков (такие,как знаменитая “Элегия” С.Рахманинова и “Пьесы-фантазии” Р.Шумана, специально переложенные для виолончели и фортепиано), и более современные произведения, например соло из балета “Бахчисарайский фонтан” советского композитора Б.Асафьева, “Мотивы” для контрабаса соло Э.Табакова, “Пьеса-фантазия” П.Хиндемита. А самым необычным произведением, сыгранным на концерте, является “Каприччио” современного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. В этой пьесе использовались все возможности извлечения звука не только на инструменте,но и из инструмента. Виолончелистка играла смычком с обратной стороны струн, отбивала ритм ладонями по корпусу виолончели,и даже извлекала звуки ведением смычка по подгрифнику. Зал замирал от восторга.
Нельзя не упомянуть и сыгранную на контрабаса мелодию композитора Джорджа Вильямса, известную нам по знаменитому фильму “Список Шиндлера”. Насыщенная скорбью и трагизмом, она способна затронуть душу даже самого черствого человека.
Достойным завершением концерта стало выступление профессора кафедры виолончели и контрабаса московской консерватории,заслуженного работника культуры РСФСР,концертмейстера группы виолончелей Большого симфонического оркестра под руководством В.Федосеева, Виктора Симона. Профессор исполнил “Сонату ля минор” К.М.Вебера,сорвав бурные аплодисменты. На бис Симон исполнил отрывок из сонаты и одну из одну из частей сюит Баха.

 автор Владимир Голованов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting