Йоханнес Маттиас Шпергер

Шпергер
Йоханнес Маттиас Шпергер

Спектр творческой деятельности Йоханнеса Маттиаса Шпергера весьма велик и многогранен. Прекрасный композитор и автор обработок, педагог, оркестровый музыкант, камерный и концертный исполнитель. Сегодня мы знаем об удивительной карьере выдающегося талантливого музыканта и исполнителя Й.Шпергера, во многом благодаря исследованиям другого талантливого человека – Клауса Трумпфа. Создание «Общества Шпергера», утверждение и развитие на мировой сцене Международного конкурса контрабасистов имени Й.М.Шпергера, проводимого 1 раз в 2 года – тоже благодаря К. Трумпфу. В контрабасовом искусстве XVIII века почетное место в плеяде музыкантов-виртуозов принадлежит Йоханнесу Маттиасу Шпергеру, представляющему венскую контрабасовую школу, великолепному солисту и оркестранту. Огромное творческое наследие Шпергера-композитора составляют 44 симфонических произведения, 18 концертов для контрабаса, камерные сочинения разнообразнейших жанров, включающих соло-контрабас (сонаты для контрабаса, виолончели и альта; сонаты для контрабаса и клавира; романсы, квартеты, арии и др.).

23 марта 1750 года в небольшом городке Нижней Австрии Фельдсберге (сегодня это Валтице, Чехия) родился Йоханнес Маттиас Шпергер. Его отец был крепостным крестьянином и служил пастухом у князя Лихтенштейна. О первых учителях будущего таланта можно только догадываться. Возможно, его первым учителем был кто-либо из музыкантов княжеской капеллы. Возможно, это были братья и послушники монастыря Ордена Братьев Милосердия, которые занимались оркестровым музицированием. Архивные документы сохранили 2 музыкально-теоретические работы 16-летнего юного Шпергера, выполненные под руководством монахов. «Путеводитель на органе» и «Наставление по обратимому контрапункту».

В 1767 году Шпергер едет в Вену для продолжения образования. Он берет уроки композиции и теории музыки у Й. Альбрехтсбергера, учителя Бетховена, уроки игры на контрабасе у Ф. Пихельбергера. О жизненном периоде музыканта с 1767 по 1777 гг. практически ничего неизвестно. Он женился на Анне Торони из Линца, возможно, содержал семью, переписывая ноты. Первые сочинения Шпергера, в частности 6 симфоний, возможно, появились в эти годы.

Творческий отрезок с 1777 по 1783 гг. в биографии Йоханнеса Шпергера ознаменовался весьма плодотворным композиторским наследием (не менее 18 симфоний) и службой контрабасистом в Прессбургской капелле графа Баттиани. В оркестре Шпергер иногда еще играл и на фаготе. В Прессбурге (Братислава) Шпергер сочинил и исполнил 6 контрабасовых концертов. Его творческий композиторский диапазон этого периода весьма широк – концерты для скрипки, виолончели, альта, флейты и фагота; 2 концерта для трубы; концертная симфония для альта, флейты и контрабаса с оркестром. Все эти произведения сохранились и сейчас хранятся в библиотеке Шверина (Германия). Здесь же хранятся оригиналы концертов для контрабаса с оркестром известных музыкантов, посвященные самому Шпергеру и те, которые исполнялись им.

В 1783 г. реформаторские нововведения императора Йозефа ІІ отразились и на капелле. Из 25 музыкантов осталось только 10, и вскоре капелла епископа Баттиани перестала существовать. Новое место службы – маленькая придворная капелла графа Людвига фон Ердеди в Кафидише (Бургланд, Австрия). За это время Шпергер пишет 2 симфонии, контрабасовый концерт ми-бемоль мажор, возможно, 2 концерта для валторны и некоторые свои произведения «по случаю» (знаменательные даты, именины и т.д.). Здесь он служит недолго, всего 3 года. 1786 год – Й. Шпергер, рассылая письма аристократическим семьям, в поисках приглашения в капеллы. 1876-1789 г.г. Шпергер предпринимает несколько турне. Первая поездка – Брюн (Брно), Прага, Дрезден, Берлин. С Берлином музыкант связывает надежды на получение места в капелле Фридриха ІІ. Королю Шпергер постоянно посылал свои симфонии, в частности, Симфонию соль мажор с сольным доминированием виолончели, так как Фридрих очень любил играть на этом инструменте. После возвращения Шпергера в Вену из поездки по Италии (выступления в Парме и Триесте) и благодаря рекомендательным письмам короля, он принят в капеллу при дворе герцога в Людвикслюсте. Этот трудный период для Йоханнеса Шпергера. Новые 6 симфоний и еще 2 концерта для контрабаса ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор. Венские концертные выступления музыканта – 1778 г. с исполнением контрабасового концерта и симфонических произведений автора, и 1788 г. Игра в Академии Общества Музыкантов. Сольный концерт в Брюне в 1782 г.

Виртуозы XVIII в. – немногие музыканты, отважившиеся выступать перед публикой. Йоханнес Маттиас Шпергер – первый из немецких контрабасистов-виртуозов, получивший признание как солист. Капелла в Людвикслюсте – продолжительный период жизни Шпергера. Постоянный состав капеллы около 30 музыкантов. Концертная деятельность, участие капеллы в оперных спектаклях и множество новых творческих шедевров маэстро Шпергера. Благодаря сохранившимся архивным документам, известно, что например, только в 1803 г. в выступлениях капеллы прозвучали 9 контрабасовых концертов и 2 квартета с контрабасом, 22 симфонии Йоханнеса Маттиаса Шпергера.

Для маэстро Шпергера венским мастерам были заказаны 2 контрабаса, в 1798 и 1799-1800 гг. Один был предназначен для игры в оркестре, другой – сольный, для концертных выступлений. Сольный инструмент был оснащен более дорогими струнами. Настройка контрабасов соответствовала венскому строю. Будучи в Людвикслюсте Шпергер совершил 3 концертных турне. В 1792 г. – в Любек, в 1793 г. – в Берлин, в 1801 г. Шпергер дает концерт в Гевандхаусе Лейпцига. Критики, отзываясь о мастерстве музыканта, называют его редкостным и неподражаемым виртуозом, достигающем на непредназначенном для концертной игры инструменте, совершенно особенных и доставляющих удовольствие звуков. Берлинской музыкальной газетой музыкант сравнивается с «виртуозами танца». В Людвикслюсте творческое «портфолио» музыканта и композитора пополнилось еще 7 симфоническими произведениями, 7 концертами для контрабаса с оркестром, фаготовым концертом, шестью струнными квартетами с гобоем, двумя романсами для контрабаса с оркестром, концертными ариями для вокала и контрабаса облигато с оркестром, дуэтом для контрабаса и альта. Одна из симфоний Шперпгера – фа-мажор, представляет собой юморной прототип известной «Прощальной» симфонии Гайдна, во время которой музыканты, по очереди покидая места, гасят за собой свечи. У Шпергера, наоборот, симфония начинается с двух скрипачей, и по ходу, заполняется музыкантами оркестра. Значительное место в композиторском наследии Й.Шпергера принадлежит камерным сочинениям: кассациям, ноктюрнам, дивертисментам с разным составом – от трио до нонетов. Солирующий контрабас – явление частое в этой группе произведений. Есть в арсенале композитора и около 40 произведений для духовых инструментов, предназначенных для исполнения во дворцовом саду. Йоханнес Шпергер – талантливейший музыкант, принадлежащий к венской классической школе. В его авторских произведениях, будь то концерты для контрабаса, симфоническая или камерная музыка, сонаты, романсы, дуэты, церковная музыка, сочинения для клавира, органа, хоровые музыкальные произведения – перед восхищенным слушателем всегда предстает прекрасная мелодика, возможности виртуозного использования инструментов, выразительность и эмоциональная чувственность. В последние годы жизни маэстро, не было, каких бы то ни было, больших и значимых событий. В возрасте 62-х лет он еще сыграл один из своих концертов для контрабаса.

По случаю кончины придворного выдающегося музыканта и первого контрабасиста герцога, солиста, высокопочитаемого композитора придворная капелла герцога Мекленбург-Шверинского 14 мая 1812 года исполнила Реквием Моцарта. «Открытие и представление» ранее неизвестного гения Йоханнеса Маттиаса Шпергера широкому кругу музыкальной общественности исследователями второй половины ХХ в. позволили говорить о нем, как о центральной фигуре контрабасового искусства второй половины XVIII века.Одна из ярчайших «звезд» музыкального европейского небосклона – Йоханнес Шпергер вновь начинает появляться на концертных афишах и дисковых записях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

Один комментарий на ««Йоханнес Маттиас Шпергер»»

  1. У Шпергера нет сонат для к-баса и клавира.Это редакции Трумпфа

Добавить комментарий