Уже давно прошли времена, когда еще не окрепший хард-рок только начинал свое шествие по миру. И хотя понятие музыкальной тяжести со временем меняется, но именно Брюс в компании товарищей Эрика и Джинджера стал одним из тех, кто наделил рок-музыку жесткостью и мужественностью.
Джек Брюс родился 14 мая 1943 года в Бишопбриггсе, Шотландия. С раннего возраста он осваивал виолончель и контрабас, но последний привлекал его больше. Также, юный Джек пел в церковном хоре.
Первым коллективом, где 15-летний Джек Брюс состоял басистом, стал школьный музыкальный ансамбль. В 17 лет он поступил в консерваторию, где проучился недолго. «Это не моя музыка!» – заявил Джек и отправился в Италию в поисках заработка и музыкального опыта. Но через некоторое время он переехал в Лондон, где и начал осваиваться в различных блюз и джаз-коллективах.
Вскоре он встретился с Алексом Корнером, который и пригласил его в свой коллектив Blues Inc. В 1963 Брюс присоединился к Graham Bond Organization – группе из бывших участников Blues Inc. Но в связи с различными причинами (в том числе, и через разногласия с ударником Джинджером Бейкером) Джек был вынужден покинуть коллектив.
Музыкальное пристанище он нашел сначала в группе Джона Мейала Bluesbreakers, где и познакомился с гитаристом Эриком Клептоном, а затем в Manfred Mann.
Бывший партнер Джека по Bluesbreakers Эрик в 1966 году предложил басисту присоединиться к его проекту Creem. Кроме самого Клептона в группе был также…Джинджер Бейкер! Джек, не забыв прежние трения с ним, отказался играть с Бейкером, поставив Эрика перед выбором – «Или я, или он!». Но потенциал проекта был настолько велик, что эти трое все же умудрились сколотить коллектив, ставший в последствии легендарным.
Хотя Creem просуществовал всего лишь 3 года, но за это время ребята успели выпустить четыре альбома и коренным образом изменить мнения мира о том, какова должна быть рок–музыка. Парни взяли на вооружение тяжелейший гитарный звук Клептона, жесткие ударные биты Джинджера и самобытный стиль игры на басу Брюса, а также недавно «изобретенные» рифы. Creem стали законодателями моды в мире рок-музыки, наряду с Beatles, Rolling Stones и The Who.
Но рано или поздно творческая самобытность участников коллектива должна была дать о себе знать. В 1969 году группа распалась. Хотя музыканты в последствии имели достаточно успешную сольную карьеру (особенно Клептон), но к ним навсегда был прикреплен ярлык «ex-Creem».
В год распада Creem, Джек Брюс выпустил свою первую сольную работу – альбом Songs For A Taylor. В нем он соединил воедино все, к чему он был неравнодушен в музыкальном плане: блюз, джаз, рок, шотландский фолк.
В 1993 году Creem воссоединились, чтобы выступить на церемонии их вхождения в Зал славы рок-н-ролла.
Интересной является и личная жизнь Джека Брюса. Женился музыкант впервые еще в 17 лет. Но брак был недолгим, а рожденный в нем сын был отобран у отца. С 1964 по 1973 Джек состоял в браке со своей второй женой – Джанет Годфри, которая родила ему двух детей.
Уже в сорок лет Джек Брюс занимается сольным творчеством и подыгрывает в различных музыкальных коллективах. Хотя круг его поклонников со временем не слишком расширился за счет новых поколений, но Джек все-еще находится в сияющих лучах прежней славы Creem. А его вклад в популяризацию баса как одного из ведущих инструментов в рок-музыке сложно переоценить. Редко кто до него (ну разве что Джон Энтвистл) решался выйти из музыкальной тени гитар и вокала в группе. Но он разорвал эти рамки, сочиняя одни из самых лучших басовых партий в истории рока. А в 2011 году он разместился на 8-й строчке рейтинга Rolling Stone величайших бас-гитаристов.