Иосиф Францевич Гертович – гармония виртуозности и артистизма

Гертович
Иосиф Францевич Гертович

Виртуоз-контрабасист и камерный концертный исполнитель, великолепный мастер-оркестрант и Педагог с большой буквы Иосиф Францевич Гертович родился 12 (24) мая 1887 года в губернском городе Вильне, ныне столица Литвы – Вильнюс в рабочей семье. Начальные музыкальные познания мальчика были связаны со скрипкой. А в 1902 году, обучаясь в капелле Вильненского Кафедрального собора Святого Станислава и Святого Владислава, начинается карьера Гертовича как контрабасиста. Условия бесплатного обучения не оставляли учащемуся права выбора специальности. Сам Иосиф Гертович говорит об этом так: «Учился я по классу скрипки, но когда выбыл из училища контрабасист М.Домашевич, не спросив, меня просто пересадили на его место».

Увлекшись контрабасом, именно этому инструменту он посвятит всю свою жизнь. Слово «Артист» во всей полноте и высоте смысла относится к Иосифу Гертовичу. Его исполнительское искусство отличали виртуозное мастерство и большой артистизм, эмоциональная выразительность и благородное изящество манеры игры на контрабасе.

20-40-е годы ХХ в. – время, когда в ансамбле участвовали авторитетные и наиболее подготовленные музыканты. Иосиф Гертович – прекрасный ансамблист. И камерное музицирование играло немаловажную роль в его творческой жизни. Партнерами по ансамблю были выдающиеся музыканты: пианисты Александр Гольденвейзер и Константин Игумнов, Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз, Лев Оборин; скрипачи Лев Цейтлин и Давид Ойстрах, солист Большого театра Иван Петров (Краузе) и Дмитрий Цыганов. Значительны выступления Иосифа Гертовича с квартетами им. Бетховена, им.Бородина, им.Страдивариуса и Большого театра, с российско-армянским квартетом им.Комитаса, в ансамбле старинной музыки. В 1927 году Иосиф Гертович стал участником премьерного исполнения сложнейшего Квинтета g-moll, написанного С.Прокофьевым для гобоя, скрипки, кларнета, альта и контрабаса, на основе музыкального материала авторского балета «Трапеция». Секстеты Глинки и Мендельсона, Квинтет и Октет Шуберта, Септет Бетховена – вот далеко не полный перечень исполнительских ансамблевых сочинений, исполненных виртуозом.

Неоспоримы также и достоинства Гертовича-оркестранта. Знаменитый Сергей Кусевицкий, будучи руководителем Бостонского оркестра, неоднократно сожалел в своей переписке, что в его самом лучшем симфоническом оркестре не хватает самого лучшего контрабасиста Гертовича. После премьерного исполнения в 1942 году своей Седьмой симфонии, Дмитрий Шостакович был весьма впечатлен искусством Иосифа Гертовича, адресовавши ему искренне восторженные и теплые слова, поблагодарив за прекрасное исполнение. А в 1945 г. только Гертович смог записать известное соло контрабаса Сергея Прокофьева для сцены «Иван умоляет бояр» к художественному фильму «Иван Грозный». В оркестре Большого театра как концертмейстер-солист Иосиф Францевич состоял более 40 лет (1910-1953гг.). Его положение лидера группы контрабасистов было безоговорочным. Плодотворна его деятельность в качестве концертмейстера групп в московском «Персимфансе» (1922-1932 гг.) – первом симфоническом ансамбле – оркестре без дирижера, в оркестре Сергея Кусевицкого, в Государственном симфоническом оркестре СССР.

Пропаганда Гертовичем игры на контрабасе, которая сближала инструмент с виолончельным и скрипичным исполнительством, требования профессиональной техники и расширения тембрового звучания не всегда принималось его коллегами и даже дирижерами. Но собственный пример замечательного музыканта-профессионала много раз доказывал состоятельность такого подхода.

Педагогическая деятельность Иосифа Францевича Гертовича – одна из ярких страниц в истории классов контрабаса. В своих «учительских» пристрастиях Гертович придерживался приемов, характерных для скрипача. В «Школу» для контрабаса он вложил скрипичную методику. И в этом уникальность его преподавания. Ведь, фактически Гертович являлся контрабасистом-самоучкой, а «официальным» и, пожалуй, единственным его учителем был альтист и дирижер Н. Сальницкий. С 1905 по 1910 гг. Иосиф Францевич начинает «учительствовать» в Музыкальном училище Русского Музыкального Общества в Казани. Далее – поприще педагога и наставника, профессора (с 1940 года) в Московской консерватории (1922-1953 гг. с некоторыми перерывами). В числе выдающихся учеников, достойных своего учителя М.Штейнке и А.Астахов, В.Вашенцева и Д.Агафонов.

Роль Иосифа Гертовича в истории отечественного исполнительского искусства как солиста-контрабасиста впечатляет. На протяжении 30 лет (1922-1953 гг.) Гертович давал 1-2 сольных концерта в год. А яркая артистическая индивидуальность и манера исполнения солиста-контрабасиста Гертовича восхищает и поныне. Сохранилась единственная раритетная запись пластинки 1952 года мастерского исполнительства мэтра. На ней две небольшие пьесы – «Мелодия в старинном стиле» Габриэль-Мари и «Адажио» неизвестного автора XVII столетия. Скрипичное изящество, благородность манеры звукоизвлечения, точнейшая чистая интонация и продуманная фразировка. А еще неуловимая способность мастера-виртуоза установить тесный творческий контакт со слушателем и музыкальная проникновенность – основные черты сольного исполнения Иосифа Гертовича. Высочайший уровень соло-исполнительства, «французский» смычок с низкой колодкой и контрабас в руках музыканта становится «большой скрипкой». Звучание контрабаса Иосифа Гертовича в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Тбилиси было значительным событием музыкальной жизни того времени. Программы концертов состояли из произведений для контрабаса известных авторов – Д. Боттезини, В.Моцарта, С.Кусевицкого, Ц.Франка, П.Чайковского. Исполнялись пьесы, сонаты, вариации на темы Баха и Бетховена, Глюка и Глинки, Рахманинова, Шопена, скрипичные переложениями для инструмента и авторские произведения самого Иосифа Гертовича. Оригинальны в его интерпретациях были Ария для баса и контрабаса облигато Моцарта и Большой концертный дуэт для контрабаса и скрипки Джованни Боттезини в партнерстве со своим племянником – скрипачом Витольдом Гертовичем. Виртуозность техники и мягкое звучание инструмента завораживали слушателей. Играл Гертович на контрабасе работы Гварнери. Кроме авторских сочинений для контрабаса, известны несколько фортепианных и вокальных пьес Иосифа Гертовича – «Маленькая сюита в старинном стиле», «Менуэт», «Рондино на тему Бетховена», «Пасторальное скерцо», «Романс». В репертуаре музыканта были и произведения, написанные специально для него: «Вариации для контрабаса и струнного квинтета» А.Спиваковского, «Мелодия № 2» А. Денисова. В 1951 г. Иосиф Гертович был удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации. Умер прославленный музыкант 12 декабря 1953 года в Москве. И до сих пор его знаменитая фраза «Играть на контрабасе нужно как на скрипке, только намного нежнее» является путеводной для устремлений нового поколения молодых дарований.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting