Сейчас ваша корзина пуста!
Евгений Колосов – гуру контрабаса
На четвертом курсе обучения, в возрасте 22 лет, сразу после сдачи ежегодного экзамена по специальности, Евгений Колосов получил приглашение преподавать в Московской консерватории. Уже в следующем году он был экзаменатором для своих однокурсников, оценивая их мастерство в качестве члена экзаменационной комиссии, куда входили такие великие мастера, как Дэвид Ойстрах, Леонид Коган и Мстислав Ростропович. В августе 2015 года профессор Колосов отметил 53-й год преподавательской деятельности в Московской консерватории и свое 75-летие. Неизменно скромный, он не только не планировал организовывать празднования, но даже не согласен дать короткое интервью – так кратко сказали об этом виртуозе игры на контрабасе его коллеги и ученики.
Приведем несколько высказываний от людей близко знакомых с Евгением Алексеевичем.
Рустем Габдуллин – профессор Московской консерватории и концертмейстер группы контрабасов Русского Национального Оркестра
“Впервые с Евгением Колосовым я встретился в классе контрабаса, когда собирался поступать в Консерваторию. Он немного походил на Пьера Безухова из романа «Война и мир» Льва Толстого – большого неуклюжего дворянина. Колосов пригласил меня покататься по Москве на его крошечном авто. Позже я слышал, как он играл на экзамене. Я до сих пор помню программу: Виолончельный концерт Гайдна (До-мажор) и Токката Фрескобальди. Он играл чудесно, а инструмент в его руках звучал волшебно.
Профессор Колосов не часто выступал; его появление на сцене было редким, и потому очень ценным событием. У него особый талант и чутье к интерпретации современной музыки. Будто бы играть начинает вся мощь его фантазии и темперамента, чтобы донести до слушателя все содержание музыки. Он первым сыграл сонату Хиндемита для контрабаса в СССР, и также первым представил сонату Софии Губайдуллиной для контрабаса и фортепиано.”
Александр Кобляков – композитор, профессор Московской консерватории
“Мы познакомились друг с другом в начале 1970-х годов, когда Колосов только начал преподавать в Московской Консерватории. Я был свидетелем его кропотливой работы с Иваном Котовым в рамках подготовки к Международному конкурсу в Женеве – они работали беспрерывно целыми днями. В советские времена считалось постыдным занять в конкурсе даже второе место! Иван Котов стал первым российским контрабасистом, победившим на международном конкурсе – он получил Гран-при и все специальные награды.
Евгений Колосов был старше нас ненамного, но всегда считался первым среди равных. Во время работы он был эффективным и влиятельным, а вне занятий – очень хорошим другом и партнером по шахматам. Я был еще студентом, когда впервые показал ему свою сонату для контрабаса. Он как-то по-особенному чувствует современную музыку – в короткое время он делает точный анализ композиции, и знает как дать философскую интерпретацию выступления. Колосов любит свой инструмент и пытается повысить его популярность; поэтому он всегда поощряет композиторов писать для контрабасов.
После премьеры моей сонаты, блестяще исполненной Иваном Котовым и Аликом Мндоянцем, я написал свой концерт для контрабаса, а спустя годы сочинил новую пьесу для одного из лучших и самых любимых учеников Колосова – Рината Ибрагимова. Эта пьеса называется «Pro et Contra» и написана для контрабаса, бас-гитары и электронных инструментов. Без Евгения Колосова, его музыкальной философии, его понимания роли авангарда и традиций в современном искусстве, не было бы ни одной моей композиции для контрабаса.
Геннадий Музыка – концертмейстер группы контрабасов Сингапурского симфонического оркестра
Когда я начал преподавать, поймал себя на том, что копирую жесты и повторяю фразы Колосова, имитирую его манеру общения со студентами и интенсивный стиль обучения. Поэтому было нелегко найти свой собственный метод преподавания, особенно потому, что я уже добился хороших результатов копированием чужого: мой первый студент получил главную позицию в молодежном оркестре и концертировал с оркестрами.
Помню эпизод, дающий представление о методе Колосова. Скерцо из сонаты Хиндемита для контрабаса имеет очень высокий темп – четверть равна 166. Все в Консерватории выдерживали темп и даже пытались играть быстрее. Я же воспринимал это иначе – музыка мне казалась неуклюжей, поэтому я играл намного медленнее. После нескольких попыток заставить меня играть быстрее, он просто позволил мне играть так, как я хотел. «Вы меня убедили, в этом есть смысл», – сказал он. Мы продолжали работать над сонатой примерно месяц после того, но никогда больше не пытались изменить темп.
Ринат Ибрагимов – концертмейстер группы контрабасов Лондонского симфонического оркестра и профессор музыкальной школы Гилдхолла
Одно из достоинств Евгения Алексеевича Колосова как учителя – это способность сразу рассмотреть индивидуальные способности учащегося и понять, как их развить. Во время уроков вы чувствуете, что Колосов всегда на вашей стороне: подбадривает одобрительным кашлем, сопением, напевами в такт мелодии. Это разительно отличается от уроков, когда студент чувствует, что учителя ждут его ошибок, чтобы затем исправить, так как за ними предполагаемое превосходство.
Повздорили мы лишь однажды. Я готовился к Всесоюзному конкурсу контрабасистов; Колосов был очень занят и, казалось, нервничал. Во время моей репетиции он предложил что-то, что мне не нравилось, и я отказался уступить. Я всегда был вежлив с ним, но на этот раз сказал, что хочу играть по-своему.
«Делай, что я говорю», – настаивал он.
Я сказал, что не могу делать что-то, если не понимаю, почему должно быть так, и попросил объяснений. Это вызвало у него гнев. Он сказал: «Тогда уходи и занимайся, как считаешь нужным».
Конкурс стремительно приближался. В последующие дни я занимался над концертом Тубина в коридоре (помещений для всех не хватало). В первый день, когда Колосов прошел мимо меня, я получил сердитое замечание: «Нет необходимости учить концерт Тубина – вы все равно не дойдете до третьего тура». На второй день замечание было уже более дружелюбным: «Почему вы так вцепились в смычок? Расслабьте руку, конец вниз (типичная его фраза). То был деликатный способ сообщить мне о его прощении. И, в конце концов, я выиграл конкурс – так что оба мы оказались правы!
Журнал Amati.com благодарен Ринату Ибрагимову за сбор этих данных и Алине Ибрагимовой за то, что она отправила их нам
Источник www.amati.com/magazine/149-comment/feature-evgeny-kolosov-tribute-double-bass-guru/
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.