Он был первым, кто «поднял престиж» басовых частот в оркестре. Он – первый басист, которого мир признал как истинного музыкального гения. И именно после знакомства с ним Бетховен сказал, что «самым музыкальным музыкантом в оркестре должен быть контрабасист».
Доменико Драгонетти родился 7 апреля 1763 года в тогдашней музыкальной столице Италии – Венеции. Уже в раннем возрасте Доменико умел играть на гитаре и скрипке, а в отроческие годы освоил виолончель. Его отец Пьетро играл на контрабасе и литаврах, хотя сам был цирюльником. Юный Драгонетти зарабатывал в венецианских кофейнях и гостиницах, чем сильно помогал своей семье.
Осваивать контрабас Доменико начал под руководством известного тогда контрабасиста Микеле Берини. Регулярные занятия сделали его к восемнадцати годам лучшим басистом «города на воде». А после смерти своего наставника Драгонетти занял его место в оркестре при соборе Святого Марка.
Вскоре о молодом таланте узнали не только в других городах Италии, но даже в других странах Европы. На Драгонетти сыпались предложения от лучших оркестров континента, но он оставался верен Венеции. За такую преданность в 1791 году он был вознагражден прибавкой к своему окладу и, что самое главное, новым инструментом работы великого мастера Гаспаро да Сало из Брешии. Контрабас был тогда собственностью города, но хранился в монастыре Святого Петра. Согласно легенде, Доменико, получивший ключи от шкафа, где хранился заветный инструмент, тайком проник ночью в монастырь, достал контрабас и «излил» свою душу на нем, чем сильно напугал сонных монахов, принявших его за призрак Тартини.
Музыкант искренне полюбил дарованный ему инструмент. На многочисленные предложения продать его, даже за огромную сумму, Драгонетти давал отказы. Доменико наконец нашел инструмент достойный своего гения.
Но вот на очередное предложение от Лондонского оркестра музыкант уже был не в силах отказаться. В 1794 году после благословения прокураторами родной Венеции Драгонетти отправляется на «туманный Альбион».
В конце XVIII столетия Лондон был одним из самых крупных центров музыки в Европе. Так контрабасист нашел соответствующую почву для того, чтобы цветок его таланта раскрылся в полную силу. Итальянец быстро полюбился местной публике и завел теплые дружеские отношения со многими музыкантами.
В Лондоне Драгонетти познакомился с великим Гайдном, что вызвало его последующий визит в Вену в 1799 году. Именно тогда Доменико и познакомился с Бетховеном, которому он открыл возможности контрабаса. Находясь под огромным впечатлением от Драгонетти, Людвиг и стал автором упомянутого в начале высказывания. В свою очередь, Драгонетти возвеличивал Бетховена и преклонялся перед ним. Доменико в 1845 году играл на открытии памятника великому композитору в Бонне и вспоминал о нем, даже находясь на смертном одре. Помимо Гайдна и Бетховена, Драгонетти также был знаком с Паганини, Россини, Яновичем, Маденским и другими известными музыкантами.
Драгонетти обладал специфической техникой игры на контрабасе. Согласно воспоминаниям современников, струны на его инструменте были поставлены очень высоко, чуть ли не в два раза больше обычного. И если великий басист не испытывал затруднений в связи с этим, то у других музыкантов, которые пытались таким образом подражать маэстро, из пальцев буквально брызгала кровь. Драгоненнти играл смычком, а его позиция была весьма нетрадиционная на то время – «сферху». Поразительной также была растяжка левой руки музыканта, за что его называли «рука-чудовище» («mano mostro»).
Звучание контрабаса в исполнении Драгонетти также было уникальным и отличимым. Он изобрел специфический способ звукоизвлечения, порождавший что-то наподобие флажолета. Говорили, что по одному басовому звуку в оркестре можно было определить, играет это Драгонетти или же другой музыкант.
Итальянец известен также и как композитор. Из всех дошедших до наших дней произведений Драгонетти стоит особо отметь его Концерт До Мажор, состоящий из трех частей.
Музыкант умер 16 апреля 1846 года в Лондоне, где провел свои последние 50 лет жизни. После себя он оставил уникальную коллекцию скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, а также огромное собрание партитур – согласно завещанию все это было отдано друзьям-музыкантам, Британскому музею и Лондонской опере. Но его вкладом в развитие музыки пользуется весь мир и по сей день.
Доменико Драгонетти – концерт A-dur (1 часть)