Северная Италия. Начало XIX века. Ломбардская провинция Кремона. Небольшой провинциальный городок Крема, богатый историческими традициями. 22 декабря 1821 г. здесь родился мальчик, которому впоследствии предназначено было стать виртуозным солистом-контрабасистом, известным дирижером и замечательным композитором. Джованни Боттезини (Giovanni Bottesini) родился в музыкальной семье. С раннего детства он пребывал в атмосфере гармонии и творчества. Его отец композитор и кларнетист кафедрального собора и кремонского «Театро Социаль» Пьетро Боттезини, мать, большинство родственников были музыкантами. Основы музыкальной теории и гармонии, скрипичное искусство для 7-летнего Джованни открылись под руководством его дяди – Карло Кольятти. А в 11-летнем возрасте мальчик пел в хоре и играл на литаврах в местном театре. 1835 год. Юный Боттезини за короткое время овладевает новым инструментом – контрабасом, успешно проходит прослушивание и становится студентом Миланской консерватории. Денег в семье было не много, а консерваторская стипендия предлагалась только для студентов класса контрабаса и фагота. Вынужденная, поначалу, мера выбора инструмента, стала тем редким случаем, когда это дало потрясающий результат, и стало делом всей жизни. Начало XIX в. – Милан является крупнейшим центром музыкального искусства с прекрасными оперными, симфоническими, инструментальными традициями, высочайшим уровнем исполнительства. Преподаватель консерватории Луиджи Росси, развивая способности своего студента, использовал методику Джузеппе Андреоли – основоположника преподавания по классу контрабаса Миланской консерватории, «вертикальную» технику Доменико Драгонетти и собственные этюды и пьесы для контрабаса. Композитор и директор консерватории Франческо Базили преподавал молодому дарованию композицию. Уроки композиции он берет также у Никола Ваккаи. В годы консерваторского обучения Джованни увлекается жанром оперы и кантаты, в круг его интересов входит камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Уже тогда проявились его способности как композитора – он пишет квартет для струнных инструментов, симфонию, 3 контрабасовых «Больших дуэта», посвященных своему учителю Луиджи Росси. Шестилетний курс консерватории Джованни Боттезини окончил за 3 года. Остро встал вопрос о приобретении хорошего инструмента, и по совету друга был куплен уникальный трехструнный контрабас Карло Антонио Тесторе, ставший для Боттезини «товарищем и кормильцем».Сольная карьера великого виртуоза-музыканта началась.
Концертная деятельность и музыкальное творчество
Начиная с 1840 г. Боттезини много гастролирует. Европа, США, Мексика, Англия. Успешные выступления в знаменитейших концертных залах мира. После триумфального лондонского концерта в 1849 г. музыкальные критики прозвали Боттезини «Паганини контрабаса».Россия тоже слушала знаменитого виртуоза. В Санкт-Петербурге его концерт состоялся в 1866 году. Здесь впервые на суд слушателей была представлена, посвященная российскому императору Александру ІІ, ода-кантата «Голоса». Второй концерт состоялся уже в 1872 г. в Одессе с участием пианиста Рудольфа Фельдау и скрипача Фредерико Консоло. Середина ХІХ века характеризуется расцветом музыкального драматического искусства и композиторством Джузеппе Верди. Боттезини являлся приверженцем именно этого направления в оперном искусстве. После гастрольной поездки в 1846 г. в дуэте со скрипачом Л.Ардитти, его приглашают в Итальянскую оперу Гаваны. Здесь впервые Джованни Боттезини – дирижер, а в 1847 году им написана опера «Христофор Колумб». Затем были оперы «Осада Флоренции», «Эрос и Леандр», «Королева Неаполя», «Ночной дьявол», «Любовь по-баварски». «Месса-реквием» – сочинение кантатно-ораторского жанра для оркестра, хора и четырех солистов (закончена в 1877 г.), оратория «Оливковый сад» (1887).Вокальные произведения композитора собраны в несколько альбомов – «Воспоминания о Неаполе», «Ночи востока», «Шесть пьес». Арии, баллады, множество песен и романсов. Цикл пьес «Арабские ночи», увертюры, несколько симфоний, были написаны Боттезини для симфонического оркестра. Его музыка покоряла слушателей своей блестящей инструментовкой, яркостью и мелодичностью. Камерные произведения Боттезини выделяются оригинальностью гармонии, прекрасными оперными мелодиями. Во Флоренции в 1862 г. его квартет ре-мажор получает первую премию. Известен также Большой квинтет – «Памяти Меркаданте». Логичностью и стройностью отличаются практически все сочинения для контрабаса Джованни Боттезини. Разнохарактерные пьесы, концертные дуэты для контрабаса и скрипки.«Венецианский карнавал» и «Бравурный концерт», «Элегия» и «Тарантелла» – удивительно сложные и прекрасные произведения. Значительны его «Большой концертный дуэт» для контрабаса и скрипки с оркестром ля мажор, оратория «Гефсиманский сад» (1887), фантазия «Лючия». Выразительны вариации на тему Паизиелло «Прекрасная мельничиха» с использованием виртуознейших и мелодических возможностей инструмента. Сложнейшие по своему техническому исполнению, требующие виртуозности во владении инструментом фантазии на оперы Доницетти «Пуритане» и «Лючия ди Ламмермур»; оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» и «Сомнамбула». Десять концертов для контрабаса с оркестром, два концертных сочинения для контрабаса соло, 11 струнных квартетов, пьесы для контрабаса и фортепиано. Кроме собственных сочинений, Боттезини исполнял транскрипции других авторских произведений. Наиболее популярны и известны «Элегия Эрнста» и «Медитации» (ария Баха). Л.Ардити написал для него попурри на креольские темы. Романтизм исполнительского стиля Боттезини завораживают слушателя своей удивительной способностью к импровизации, свободой владения контрабасом. Он не уставал находить новые выразительные средства – натуральные флажолеты в сочетании со сложнейшими штрихами, указывая множество динамических оттенков – dolcissimo; dolce e semprice; con molto passione; perdendosi.
«Паганини контрабаса» – называли великого музыканта. С гением скрипичного искусства роднила схожесть характеров, исполнительского жанра и манеры сочинений, виртуозность, поиск новых приемов и возможностей для своего инструмента. Пальцевая беглость Боттезини давала возможность для игры сложных пассажей, хроматических и диатонических последовательностей. Все произведения композитора изобилуют двойными трелями и нотами, арпеджио, форшлагами. Сочинения для контрабаса – вершина технической сложности. Сам маэстро предъявлял высочайшие требования к себе, к каждой концертной программе. Контрабас стал восприниматься слушателем как инструмент романтизма. Инструмент солирующий, выражающий любую палитру оттенков и музыкальных красок. В этом залог успеха потрясающе талантливого исполнителя и композитора Джованни Боттезини.
Дирижерское мастерство
Репутация прекрасного дирижера Боттезини многократно подтверждалась. 1855-1857 гг. – он дирижер парижского Итальянского театра, где с успехом осуществилась постановка его новой оперы «Осада Флоренции» (1856). 1861-1862 гг. – дирижирование в Палермо и постановка оперы «Марион Делорм». Работа в театрах Барселоны и Мадрида. 1871 год – в Лондонском «Лицеуме» Джованни Боттезини дирижировал сезон, постановка его оперы «Али-Баба». Южноамериканский период работы дирижера начался в начале 80-х годов ХІХ ст. Оперные театры Буэнос-Айреса, Монтевидео, Рио. Знаменитый Верди избрал Боттезини как дирижера для премьерного исполнения своей «Аиды» в Каире (1879). В репертуаре Боттезини-дирижера «Пасторальная» и «Героическая» Бетховена, произведения Верди и Россини. Оперы «Норма» и «Риголетто», «Травиата» и «Севильский цирюльник» и «Дон Жуан» и «Фауст», «Лоэнгрин» и «Мефистофель».Дирижируя оперой, маэстро Боттезини мог часто играть на сцене на своем контрабасе в антракте. Звучание инструмента в руках маэстро отличалось богатым разнообразием тембров. Плавность и неподражаемая элегантность виртуозной техники восхищали. В ноябре 1888 года Боттезини был назначен директором Пармской консерватории, по рекомендации Верди. Но 7 июля 1889 г. великий музыкант умер и по завещанию был похоронен рядом с великим Паганини.Роль и значимость величайшего виртуоза-контрабасиста Джованни Боттезини в развитие исполнительского искусства и итальянской музыки ХІХ века сложно переоценить. С его подачи контрабас стал солирующим инструментом с огромными исполнительскими возможностями. Достижения в использовании новых технических приемов и оттенков в искусстве игры на инструменте удивляют своей непревзойденностью. Авторство собственной «Школы» (Методы) игры на контрабасе, состоящей из двух частей: оркестровой и сольной. Гаммы и упражнения к ним в определенной тональности – основной принцип «Методы». Имя великого музыканта стало нарицательным. Французский виртуоз Ахилло Гуффе был назван критиками французским Боттезини. А русским, часто называют знаменитого Сергея Кусевицкого. Джованни Боттезини, покоривший мир своей виртуозной игрой и разносторонним дарованием, стоит в ряду со многими гениальными музыкантами-романтиками XIX века.
3 комментария к “Джованни Боттезини. Виртуоз. Композитор. Дирижер”