Жако Пасториус

«Он открыл дверь, через которую мы прошли, » – так отозвался о Жако Пасториусе один из его учеников. Действительно, он стал кумиром и вдохновителем для целого поколения джазменов и рокеров, а также перевернул с ног на голову представление о роли бас-гитары в музыке.

Родился Джон Пасториус ІІІ 1 декабря 1951 года в Пенсильвании. Вскоре, его семья переехала в Форт-Лодердейл, штат Флорида. Именно здесь ему было суждено стать одним из самых талантливых басистов и музыкантов в мире.

Вошел Жако в мир музыки в возрасте 12 лет – именно тогда он стал осваивать ударные, взяв пример со своего отца-джазмена Джека Пасториуса. Но через три года юный Жако все-таки перешел на бас. По его словам, в оркестре, где он играл, место барабанщика ему пришлось уступить старшему и более опытному парню. Как раз тогда из ансамбля ушел басист и Жако поспешил взять бас-гитару в руки, чтобы остаться в коллективе.

К слову, обучение игре на новом инструменте ему давалось на удивление легко. Первым собственным инструментом для него стал дешевый подержанный бас, приобретенный им за 15 долларов. Крепко вцепившись в гриф, он на протяжении последующих месяцев постоянно практиковался в игре. Как говорил его младший брат Рори, к 16 годам он, вероятно, стал лучшим бас-гитаристом на юге штата, а к 17 – и во всей Флориде.

На протяжении следующих нескольких лет Жако состоял басистом в нескольких коллективах, играющих преимущественно джаз или соул. Набравшись концертного опыта и окончательно сформировав свой фирменный стиль игры, в 1976 году он стал участником Weather Report. Существует целая легенда о том, как он попал в группу. Встретив Джо Завинулу, клавишника и основателя группы, после концерта Weather Report в Маями, Жако отметил, что ожидал большего от них. И немедленно предложил себя в качестве нового басиста группы –  «лучшего в мире», по его словам. Сначала Джо, мягко говоря, не принял данное предложение. Но прослушав его записи, был настолько поражен, что взял Жако в коллектив. А в том же 1976 году Жако выпустил дебютный сольный альбом «имени себя». Тем самым, он золотыми буквами вписал свое имя в историю музыки в целом и бас-гитары в частности.

Пребывая с 1976 по 1982 год в Weather Report,  Паториус достиг вершины своей музыкальной карьеры. Коллега Жако, барабанщик Weather Report Питер Эрскин,  назвал его «Майклом Джексоном от джаза». Он был поражен талантом Жако и чувствовал его огромный потенциал как музыканта. 

Но злой рок (на этот раз не музыка, а судьба) не позволил великому Жако Пасториусу достичь всего того, на что он мог бы рассчитывать. Уже вначале 80-х у него начались признаки психического заболевания, которое поставило крест на его карьере. Алкоголь и наркотики только усугубили проблему. Жако стал невостребованным в музыке: он продал свой бас и превратился в обычного бродягу. В 1987 году он подрался с вышибалой клуба «Midnight Club». В следствии драки он получил черепно-мозговую травму, от которой и скончался, не приходя в сознание. Он умер 21 сентября 1987 года, ровно через год после трагической кончины другого великого басиста – Клиффа Бертона.

Дети Жако (два сына и дочь) пошли по стопам великого отца и стали музыкантами: Мэри – джазовой певицей, Джулиус – ударником, а Феликс, как и папа, – бас-гитаристом.

В своем творчестве Пасториус любил экспериментировать и выходить за рамки обыденных вещей. Фанковый привкус мелодий музыканта сочетался с широкой гаммой технических приемов, которые и определили стиль его игры на безладовом басу. Его наследие заставило под другим углом взглянуть на бас-гитару, по-другому ее почувствовать. Талант Жако позволил ему войти в десятку лучших басистов всех времен по версии журнала «Rolling Stone».

 

Похожие записи :

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели