Родион Азархин – первый среди равных

Азархин
Родион Азархин

«Блестящий мастер игры на контрабасе. Он обладает высокими техническими качествами, большой культурой и выразительностью исполнения». Именно так отозвался о творчестве Родиона Азархина Дмитрий Шостакович.

Родом Родион Азархин из Харькова. Он родился 22 марта 1931 года. Но есть данные о том, что Эрик Азархин (именно так он записан во всех консерваторских анкетах) родился в 1932 году. В анкете, датированной 1947 г. и заполненной его матерью, артисткой Ленинградской Государственной эстрады, сын назван Родионом и указан год его рождения – 1932-й. В годы войны вместе с матерю Родион оказывается в Ташкенте и там начинает постигать азы музыкального ремесла, тем более, что такая возможность была. Его мама училась в ленинградской консерватории и пела в джазе знаменитого Хенрика Варса. После возвращения из эвакуации в 1944 году, Азархины обосновываются в Ленинграде.

Сначала – виолончель, затем – контрабас. Таков путь многих известных музыкантов-контрабасистов. С 1945 по 1949 гг. Родион Азархин на государственном бюджете учится в музыкальной школе-девятилетке при консерватории. Мастерство игры на контрабасе ему преподают Сергей Буяновский и Петр Вейнблат. В 1954 году Родион с отличием оканчивает Ленинградскую консерваторию по классу контрабаса у заслуженного артиста РСФСР, тогда еще доцента, Михаила Курбатова. Родион Азархин – ученик исключительно одаренный, сталинский стипендиат, целеустремленный и серьезный музыкант. Яркая незаурядная личность, он неоднозначен в своих художнических порывах, проявляя тягу к виртуозности и «виолончельности». Михаил Михайлович Курбатов – педагог и контрабасист немного другого склада. Его аристократичность по природе, его манерность, убеждающая окружающих в непререкаемости учительского авторитета, совершенно не совпадали с «психологическим полем» Азархина. И поэтому дальнейшее углубление, и совершенствование музыкально-культурных премудростей Родиона Азархина проходило уже в аспирантуре Московской консерватории, которую он закончил в 1961 году. В классе знаменитого виолончелиста С.Н. Кнушевицкого. Петербургская контрабасовая школа того времени с ее феноменальной жизнеспособностью была обусловлена устойчивостью традиций, и, в то же время, стремлениями талантливейших музыкантов «вырваться» из регионального неведения. Она берет свое начало с первого педагога по классу контрабаса в Петербургской консерватории – итальянца Джованни Ферреро. Его традиции продолжаются В.Ждановым, В.Бехом, М.Краснопольским и П.Углицким, позднее – М.Кравченко и С.Буяновским, М.Курбатовым и П.Вейнблатом. Родоначальником педагогов Московской Школы контрабаса при консерватории был Густав Шпеккин. Его традиции были продолжены И.Ромбаусеком, В.Проскурниным и А.Милушкиным, В.Зиновичем и А.Астаховым, В.Шестаковым и И.Гертовичем. Родиону Азархину удалось все-таки влиться в московскую творческую среду, несмотря на укоренившуюся отчужденность столичного контрабасового братства в отношении коллег из города на Неве. В Москве его талант раскрывается с большой полнотой. Журнал «Советская музыка» № 12 за 1963 год пишет о Р.Азархине, как о завоевавшем признательность в московских музыкальных кругах. Его энтузиазм и неутомимость поиска новых творческих идей, пропаганда любимого инструмента как сольного, концертного – не может не вызывать глубокого уважения. Подчеркивается его действительно виртуозная техника левой руки, музыкальность и красивый тон, прекрасное владение собой на эстрадных подмостках. Уже тогда журнал назвал Азархина продолжателем традиций сольного контрабасового исполнительства, созданных в России Сергеем Кусевицким и Иосифом Гертовичем. Родион Азархин работает вторым концертмейстером в оркестре Иванова-Светланова. Его попытка в 70-х годах ХХ века закрепиться в оркестре Евгения Мравинского не имела успеха. Он не являлся оркестровым музыкантом, хоть и проработал в разных коллективах около 35 лет (в этом списке эстрадный оркестр Ленинградского радио, симфонические оркестры филармонии и академического малого оперного театра г.Ленинграда, Московский камерный оркестр с дирижером Р.Барташем, Государственный академический симфонический оркестр СССР). Да и к игре в ансамбле у него не было особого стремления. Он солист! Индивидуальное начало было в нем преобладающим. По воспоминаниям современников, такая левая рука, «как щупальца осьминога», была только у него; смычок, утяжеленный и столь подвижный, тоже мог быть только у Азархина. Уникальность технического аппарата, виртуозность исполнения и владения инструментом позволяют Родиону Михайловичу систематически сольно концертировать не только в Москве. К сожалению, Ленинград его почти не знал. Такого высочайшего исполнительского уровня мало кто мог достигнуть. С ним музицировал сам Дмитрий Шостакович. А когда у Марии Юдиной появились желание и возможность сыграть сонату для контрабаса П.Хиндемита, она, не сомневаясь, избрала в партнеры Родиона Азархина. Панорамная палитра исполнительской и творческой деятельности контрабасиста-виртуоза Родиона Азархина многогранна и разнообразна.

В репертуаре контрабасиста свыше 200 произведений. Огромное число авторских обработок и переложений для контрабаса, компонирование необычных музыкальных пьес. В том числе концерты Боккерини и Гайдна, Баха и Генделя, Диттерсдорфа, Шумана, Дворжака. «Вариации на тему рококо» Чайковского, Партита № 2 Баха, сонаты Бетховена («Крейцерова»), Шуберта и Брамса, Кабалевского и Рахманинова, «Моисей» Паганини, «Интродукция и рондокаприччиозо» Сен-Санса. Исполнение «мировых шедевров» позволило выдающемуся музыканту в полную силу использовать новейшие приемы игры на контрабасе и новизну тембровой окраски, всячески расширяя традиционные представления о музыкально-технических возможностях контрабаса как инструмента-соло. Множественные концертные и студийные записи на «Мелодии» (5 больших пластинок) и CBS.

Его концертная деятельность весьма интенсивна и по записям он был хорошо известен за рубежом. Являясь преподавателем Московской консерватории, Родион Азархин внес значительный вклад и в копилку научно-педагогической и методической литературы. Более других известны его «Методические основы современной игры на контрабасе». Пьеса «Ретро», посвященная «учителю многих виртуозов» Никколо Паганини, была сыграна Родионом Азархиным на последнем своем концерте в 1983 году. Выдающемуся виртуозу-солисту посвящены авторские произведения для контрабаса: концерт А.Богатырёва, соната Ю.Левитина. Отечественная действительность «кричит» о нереальности явления быть преуспевающим контрабасистом. Но Родион Азархин был таковым! Он принадлежал к Школе мастерства, происходившей от Василия Жданова и Вацлава Беха, через ее «звезды» – Сергея Буяновского и Петра Вейнблата, наставников его, земляка Михаила Кравченко, учителя Михаила Курбатова, ведущая к нему, Родиону Азархину. Большому мастеру-виртуозу, игравшему на грани невозможного!

Похожие записи :

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели