Модный бас и его «прадедушка» контрабас

Современную музыку невозможно представить без глубоких, ритмичных басов. Вместе с ударными они создают основу композиции – ее сердце, а все остальные инструменты подчеркивают и ориентируются под них. Но так было далеко не всегда, низкочастотные звучания долго пробивали себе путь к славе.

С самых древних времен секрет басов оставался неизменным, он заключался в гипнотическом влиянии на человека, особым образом воздействующем на сознание. Именно поэтому в первобытные времена, так ценили первые его прототипы, напоминающие по строению диджериду австралийских аборигенов (деревянная трубка с полостью внутри). Похожие приспособления использовались в ритуальных шаманских практиках повсеместно. Однако постепенно с развитием «цивилизованности» на первое план начинают выходить высокочастотные диапазоны (флейты, арфы). Барабаны и все группы низко звучащих инструментов теперь начинают ассоциироваться с чем-то варварским, связанным с забытыми культами прошлого.

На долгое время басы уйдут со сцены и начнут постепенно возвращаться во время первой музыкальной революции – в становлении классической музыки. Композиторы великих эпох начали внимательно присматриваться ко всем формам выражения звуков. В том числе в поле их зрения попали и низкие звуки. Гобой и орган обладают, например, обширными возможностями в данном диапазоне. Но, конечно, они занимали все же незначительное место в оркестре. Хотя, стоит заметить, что в тех же фугах Баха, басовая часть звучит уже не просто подчеркнуто, но и начинает обрисовывать основную мелодию, соединяясь с ней в единое целое.

Сам же факт проявления интереса музыкантов к низким частотам является изобретение контрабаса. Эра биг-бэндов 30-х годов 20-века уже немыслима без этого инструмента, который теперь обзавелся новой функцией, намертво сливаясь с ударными – поддержание ритма. Что неудивительно при наличие до десяти солирующих духовых! Подлинного же успеха контрабас достигнет, когда эра больших оркестров постепенно уступит место мобильным рок-группам. Классический состав из трех музыкантов, это удобный формат для маленьких клубов и баров. Контрабас, гитара, ударные. Эта схема станет основой нового века.

Но с появлением звукозаписи у этого инструмента останется все же один существенный недостаток. Он практически не будет слышен на пластинке. Контрабас лишь угадывается, но не звучит толком. Поэтому по примеру гитары, его трансформировали в электрический бас. Им стал в 1951 году легендарный представитель «семейства» Fender.

С этого момента из держателя ритма он превращается в полноценного члена группы ни менее важного, чем скажем вокал или соло. Начиная с 60-х на примере великолепного баса П. Маккартни (The Beatles) превращающегося в запоминающуюся конрмелодию, которая непрерывно идет через всю песню, и под нее ноги сами начинают пускаться в пляс! Подлинного расцвета бас достигнет чуть позже, когда рок-н-ролл разовьется в такие жанры как: регги, фанк и диско. Там он станет плотным, глубоким и синкопированным (акцент на слабой доли), получив статус визитной карточки этих стилей. Эстафету примет на себя, зарождающийся на стыке этих стилей, техно и наконец, электронная музыка с 90-х. Одни названия, которых уже говорят о многом «drum n bass» и просто «bass». Как и в древности, низкие частоты снова стали цениться именно за свой гипнотический трансовый эффект. Своеобразный шаманизм постиндустриального общества. Но это уже другая история.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting