Чарльз Хейден

ХейденЧарльз Эдвард Хейден – американский джазовый контрабасист, ставший известным благодаря своему многолетнему сотрудничеству с саксофонистом Орнеттом Коулманом. Хейден – мастер лирических басовых линий, за что стал одним из самых уважаемых джазовых басистов в США.

Чарли Хейден родился 6 августа 1937 года в Шенандоа, Айова. Он вырос в музыкальной семье, с которой часто выступал по радио, исполняя кантри и фолк.

Как музыкант Чарльз дебютировал в возрасте двух лет. Сначала мальчику была отведена роль вокалиста. У микрофона он простоял до 15 лет, пока не заболел полиомиелитом. Болезнь повредила его голосовые связки и мышцы гортани, в следствии чего Чарли уже не смог вернутся к вокалу.

За несколько лет до заболевания Хейден заинтересовался джазом и начал наигрывать на контрабасе старшего брата.

В 1957 Чарльз переехал в Лос-Анджелес. Этим же годом датируются первые записи музыканта, которые он сделал вместе с Полом Беем. Вскоре Хейден записал первую работу с Орнеттом Коулманом – «The Shape of Jazz to Come». «Приправленная» фолком манера игры Чарльза идеально подошла к стилю Коулмана, который впитал элементы техасского блюза.

Хейден присоединился к трио Кейта Джарретта и «Американскому квартету», где играл в период с 1967 по 1976 год. Музыкант также успел «побасить» в «Old and New Dreams».

В 1971 году в ходе гастролей квартет Орнета Коулмана посетил Португалию. В поддержку революционным движениям в африканских колониях Португалии Чарльз исполнил свою композицию «Song for Che». На следующий день в аэропорту Лиссабона его задержала местная полиция. Музыкант был освобожден из-под стражи лишь после вмешательства американских властей, а по возвращению на родину Хейден был допрошен представителями ФБР.

В 1970-х Чарльз Хейден также руководил Liberation Music Orchestra (LMO). Главным композитором и аранжировщиком коллектива была Карла Блей. Творчество LMO носило экспериментальный характер и являлось сочетанием фри-джаза и политической музыки, а их первый альбом был полностью посвящен Гражданской войне в Испании. Данная тематика нашла свое продолжение и в «The Ballad of the Fallen», где была также затронута и политическая интервенция США в Латинскую Америку.

В 1990 году Liberation Music Orchestra вернулись на сцену с альбомом «Dream Keeper». Сочетание госпела и южноафриканской музыки в творчестве коллектива на этот раз подняло проблему апартеида в ЮАР.

В поздний период своей музыкальной карьеры Чарльз Хейден сыграл дуэтом с несколькими известными пианистами, такими как Хэнк Джонс, Кенни Баррон, Гонсало Рубалькаба и др.

Музыкант также сотрудничал с Джо Хендерсоном, Элом Фостером, Пэтом Метени. С последним контрабасист в 1996 году записал альбом, за который получил свою первую статуэтку «Грэмми» в номинации «Лучшее джаз-инструментальное исполнение».

В 2005 году Чарльз с рядом новых музыкантов вновь собрал «Liberation Music Orchestra». В 2008 был выпущен альбом «Not In Our Name», в котором повествовалось о современной политической ситуации в США.

В 2012 году музыкант был удостоен премии «NEA Jazz Masters Award».

Сын и три дочери Чарльза также стали музыкантами, продолжив тем самым семейную традицию Хейденов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели