Чарльз Мингус – легендарный американский джазовый басист

Чарльз Мингус
Чарльз Мингус

22 апреля 1922 года на небольшой военной базе в Ногалесе, штат Аризона в США, родился будущий композитор, известный на весь мир джазовый контрабасист и пианист – Чарльз Мингус.
Проживая с родителями в городке Watts в Калифорнии, он посещал местную церковь, где пел в церковном хоре. Эта была единственная музыка, которую предпочитала слушать его мать. Случайно по радио Чарльз услышал выступление оркестра Дюка Эллингтона, а, позже, прослушал на отцовском патефоне пластинку этого джазового исполнителя – именно с этого времени началась его карьера музыканта.
С 6 лет Чарльз уже играл на тромбоне, позже на виолончели. Однако чернокожему сделать карьеру в классической музыке было практически невозможно, а виолончель к тому времени еще не была признана в качестве джазового инструмента.
В 30-х гг. Ч. Мингус обучался игре на контрабасе у известного джазового басиста и тубиста Рэда Каллендера, который подчеркивал, что виолончель пока еще главный музыкальный инструмент для Чарльза. Сам же Мингус всегда говорил, что никогда не обучался игре на контрабасе до Бадди Коллета, который взял его в свою группу басистом.
В течение пяти лет Mingus учился у Германа Рейншагена, экс – басиста Нью – Йоркской филармонии, а также у Ллойда Риза – преподавателя композиции в школе композиторов в Голливуде.
Мингус играл в разных стилях, сам сочинял и комбинировал различные направления: авангардный джаз, латинскую музыку, классику, однако не мог отнести себя ни к одному из этих течений.
Из-за низкого уровня образования, Чарльз не умел читать ноты, и, со временем, ему пришлось отойти вообще от классики. Он полностью посвятил себя джазовой музыке, а расовые предубеждения, от которых страдал всю жизнь, нашли отражение в его произведениях: «”Помни Рокфеллера в Аттике», «Басни Фойбаса», «О, Боже не дай им скинуть эту атомную бомбу на меня».
В 1941 году молодой басист работает в группе “Barney Bigard’s”, а позже с Луи Армстронгом.
С 1947 – 48 гг. Ч. Мингус выступает со знаменитым королем свинга Лайонелом Хэмптоном, одновременно работая еще в нескольких группах. Необыкновенная игра на контрабасе с пульсирующим ритмом и мощным тоном не остались незамеченными и в 1950 г. Чарльза приглашают играть в “Red Norvo’s” с Толом Фэрлоу. Уже через год он расстается с группой и переезжает в Нью – Йорк, где работает с известными джазовыми музыкантами, среди которых Арт Татум, Билли Тейлор, Max Roach, Charlie Parker. Совсем недолго ему удалось поработать со своим идолом – Эллингтоном, который очень быстро его уволил из-за несносного характера.
К этому времени Charles Mingus уже перестал писать свои произведения в классическом ключе и разработал свой мощный нетрадиционный стиль.
В 1952 г. вместе с Роачем и своей женой Селией он основал знаменитый лейбл “Debut”, а при помощи своих друзей музыкантов, немного позже, создал Цех джазовых композиторов, где молодые музыканты могли защищать свои авторские права. Благодаря этому, в 1955 году он сумел собрать свою собственную группу и назвал ее Charles Mingus Jazz Worksop.
До 60-х годов Мингус выпустил несколько альбомов, среди которых: “The Clown”, “Blues and Roots”, “New Tijuana Moods”, “Oh Yeah”, отдельные произведения The Clown, Pithecantropus Erectus, “Epitaph” и другие.
В составе его группы работали различные музыканты, которые в будущем смогли добиться немалого успеха: Эрик Долфи, Джон Хэнди, Джеки Байард, Роланд Кёрк, Джимми Ниппер.
Всех своих музыкантов Ч. Мингус разводил по разным комнатам, где они могли в одиночестве репетировать музыкальные произведения, тем самым придавая им другого звучания и собственной индивидуальности.
Набирая людей в свою группу, он оценивал их не только как способных и творческих людей, но и по характеру. Чарльз М. Считал, что его музыка уникальна, а значит и играть ее должны только уникальные люди. Тем более что он и сам был не только отличным контрабасистом, но и превосходным пианистом, способным сыграть солирующую пиано – партию в оркестре.
С одной стороны музыкант помогал расти и раскрываться молодым исполнителям, а с другой славился бескомпромиссностью и несносным характером. Однажды, на одном из концертов Mingus так хлопнул крышкой рояля, что чуть не оставил без пальцев пианиста.
Всю жизнь его сопровождали расовые предубеждения, позже он старался максимально оградиться от финансовых передряг в музыкальном бизнесе. Эти навязчивые идеи не смогли не отразиться на его музыке и душевном состоянии, даже примечание к альбому «The Black Saint» было написано психотерапевтом музыканта.
В 1960 г. Мингус создал Гильдию Художников джаза. Считалось, что эта компания станет конкурентом Ньюпортского Фестиваля, однако из – за творческих и финансовых неудач этому не суждено было сбыться.
С 1962 – 64 гг. он работал преимущественно с октетом, в это время были написаны «The Black Saints And The Sinner Lady», «Tijuana Moods», «Tonight At Noon». В 1966 году он решил оставить музыку, но уже к 1969 году вернулся на сцену.
70-е годы принесли Чарльзу Мингусу наибольшую популярность. В это время пишутся самые известные его произведения: Black Saint And The Sinner Lady, Better Git It In Your Soul, Goodbye Pork Pie Hat. Выпуск автобиографии «Beneath The Underdog» и продвижение альбома «Let My Children Hear Musik» помогли вновь поверить в себя, однако времени на творчество практически не осталось – врачи поставили музыканту страшный диагноз: рассеянный склероз. Уже через год он передвигался в инвалидной коляске и не мог играть на своем любимом басе.
Только в 1978 г. были признаны на официальном уровне заслуги великого джазового исполнителя и композитора Чарльза Мингуса, а в 1979 г. он скончался. Ему было всего 56 лет.
После его кончины был создан оркестр Mingus Dynasty, которым руководил Дэнни Ричмонд, ему на смену пришел Джимми Ниппер и Джек Уолрет.
С 1991 г. группа называется Mingus Big Band и выступает с еженедельными концертами на сценах Нью-Йорка. В репертуар включены отдельные композиции великого музыканта, с образцами его голоса. Сын Чарльза Мингуса, Эрик, продолжил его дело и стал работать в Mingus Big Band басистом и вокалистом.
Несмотря на огромный вклад в музыку, талант композитора, контрабасиста – виртуоза, пианиста и новатора джаза, был признан и оценен мировой общественностью только после смерти.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели