Джованни Боттезини. Виртуоз. Композитор. Дирижер

bottesini
Джованни Боттезини

Северная Италия. Начало XIX века. Ломбардская провинция Кремона. Небольшой провинциальный городок Крема, богатый историческими традициями. 22 декабря 1821 г. здесь родился мальчик, которому впоследствии предназначено было стать виртуозным солистом-контрабасистом, известным дирижером и замечательным композитором. Джованни Боттезини (Giovanni Bottesini) родился в музыкальной семье. С раннего детства он пребывал в атмосфере гармонии и творчества. Его отец композитор и кларнетист кафедрального собора и кремонского «Театро Социаль» Пьетро Боттезини, мать, большинство родственников были музыкантами. Основы музыкальной теории и гармонии, скрипичное искусство для 7-летнего Джованни открылись под руководством его дяди – Карло Кольятти. А в 11-летнем возрасте мальчик пел в хоре и играл на литаврах в местном театре. 1835 год. Юный Боттезини за короткое время овладевает новым инструментом – контрабасом, успешно проходит прослушивание и становится студентом Миланской консерватории. Денег в семье было не много, а консерваторская стипендия предлагалась только для студентов класса контрабаса и фагота. Вынужденная, поначалу, мера выбора инструмента, стала тем редким случаем, когда это дало потрясающий результат, и стало делом всей жизни. Начало XIX в. – Милан является крупнейшим центром музыкального искусства с прекрасными оперными, симфоническими, инструментальными традициями, высочайшим уровнем исполнительства. Преподаватель консерватории Луиджи Росси, развивая способности своего студента, использовал методику Джузеппе Андреоли – основоположника преподавания по классу контрабаса Миланской консерватории, «вертикальную» технику Доменико Драгонетти и собственные этюды и пьесы для контрабаса. Композитор и директор консерватории Франческо Базили преподавал молодому дарованию композицию. Уроки композиции он берет также у Никола Ваккаи. В годы консерваторского обучения Джованни увлекается жанром оперы и кантаты, в круг его интересов входит камерно-инструментальная и симфоническая музыка. Уже тогда проявились его способности как композитора – он пишет квартет для струнных инструментов, симфонию, 3 контрабасовых «Больших дуэта», посвященных своему учителю Луиджи Росси. Шестилетний курс консерватории Джованни Боттезини окончил за 3 года. Остро встал вопрос о приобретении хорошего инструмента, и по совету друга был куплен уникальный трехструнный контрабас Карло Антонио Тесторе, ставший для Боттезини «товарищем и кормильцем».Сольная карьера великого виртуоза-музыканта началась.

Концертная деятельность и музыкальное творчество

Начиная с 1840 г. Боттезини много гастролирует. Европа, США, Мексика, Англия. Успешные выступления в знаменитейших концертных залах мира. После триумфального лондонского концерта в 1849 г. музыкальные критики прозвали Боттезини «Паганини контрабаса».Россия тоже слушала знаменитого виртуоза. В Санкт-Петербурге его концерт состоялся в 1866 году. Здесь впервые на суд слушателей была представлена, посвященная российскому императору Александру ІІ, ода-кантата «Голоса». Второй концерт состоялся уже в 1872 г. в Одессе с участием пианиста Рудольфа Фельдау и скрипача Фредерико Консоло. Середина ХІХ века характеризуется расцветом музыкального драматического искусства и композиторством Джузеппе Верди. Боттезини являлся приверженцем именно этого направления в оперном искусстве. После гастрольной поездки в 1846 г. в дуэте со скрипачом Л.Ардитти, его приглашают в Итальянскую оперу Гаваны. Здесь впервые Джованни Боттезини – дирижер, а в 1847 году им написана опера «Христофор Колумб». Затем были оперы «Осада Флоренции», «Эрос и Леандр», «Королева Неаполя», «Ночной дьявол», «Любовь по-баварски». «Месса-реквием» – сочинение кантатно-ораторского жанра для оркестра, хора и четырех солистов (закончена в 1877 г.), оратория «Оливковый сад» (1887).Вокальные произведения композитора собраны в несколько альбомов – «Воспоминания о Неаполе», «Ночи востока», «Шесть пьес». Арии, баллады, множество песен и романсов. Цикл пьес «Арабские ночи», увертюры, несколько симфоний, были написаны Боттезини для симфонического оркестра. Его музыка покоряла слушателей своей блестящей инструментовкой, яркостью и мелодичностью. Камерные произведения Боттезини выделяются оригинальностью гармонии, прекрасными оперными мелодиями. Во Флоренции в 1862 г. его квартет ре-мажор получает первую премию. Известен также Большой квинтет – «Памяти Меркаданте». Логичностью и стройностью отличаются практически все сочинения для контрабаса Джованни Боттезини. Разнохарактерные пьесы, концертные дуэты для контрабаса и скрипки.«Венецианский карнавал» и «Бравурный концерт», «Элегия» и «Тарантелла» – удивительно сложные и прекрасные произведения. Значительны его «Большой концертный дуэт» для контрабаса и скрипки с оркестром ля мажор, оратория «Гефсиманский сад» (1887), фантазия «Лючия». Выразительны вариации на тему Паизиелло «Прекрасная мельничиха» с использованием виртуознейших и мелодических возможностей инструмента. Сложнейшие по своему техническому исполнению, требующие виртуозности во владении инструментом фантазии на оперы Доницетти «Пуритане» и «Лючия ди Ламмермур»; оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» и «Сомнамбула». Десять концертов для контрабаса с оркестром, два концертных сочинения для контрабаса соло, 11 струнных квартетов, пьесы для контрабаса и фортепиано. Кроме собственных сочинений, Боттезини исполнял транскрипции других авторских произведений. Наиболее популярны и известны «Элегия Эрнста» и «Медитации» (ария Баха). Л.Ардити написал для него попурри на креольские темы. Романтизм исполнительского стиля Боттезини завораживают слушателя своей удивительной способностью к импровизации, свободой владения контрабасом. Он не уставал находить новые выразительные средства – натуральные флажолеты в сочетании со сложнейшими штрихами, указывая множество динамических оттенков – dolcissimo; dolce e semprice; con molto passione; perdendosi.
«Паганини контрабаса» – называли великого музыканта. С гением скрипичного искусства роднила схожесть характеров, исполнительского жанра и манеры сочинений, виртуозность, поиск новых приемов и возможностей для своего инструмента. Пальцевая беглость Боттезини давала возможность для игры сложных пассажей, хроматических и диатонических последовательностей. Все произведения композитора изобилуют двойными трелями и нотами, арпеджио, форшлагами. Сочинения для контрабаса – вершина технической сложности. Сам маэстро предъявлял высочайшие требования к себе, к каждой концертной программе. Контрабас стал восприниматься слушателем как инструмент романтизма. Инструмент солирующий, выражающий любую палитру оттенков и музыкальных красок. В этом залог успеха потрясающе талантливого исполнителя и композитора Джованни Боттезини.

Дирижерское мастерство

Репутация прекрасного дирижера Боттезини многократно подтверждалась. 1855-1857 гг. – он дирижер парижского Итальянского театра, где с успехом осуществилась постановка его новой оперы «Осада Флоренции» (1856). 1861-1862 гг. – дирижирование в Палермо и постановка оперы «Марион Делорм». Работа в театрах Барселоны и Мадрида. 1871 год – в Лондонском «Лицеуме» Джованни Боттезини дирижировал сезон, постановка его оперы «Али-Баба». Южноамериканский период работы дирижера начался в начале 80-х годов ХІХ ст. Оперные театры Буэнос-Айреса, Монтевидео, Рио. Знаменитый Верди избрал Боттезини как дирижера для премьерного исполнения своей «Аиды» в Каире (1879). В репертуаре Боттезини-дирижера «Пасторальная» и «Героическая» Бетховена, произведения Верди и Россини. Оперы «Норма» и «Риголетто», «Травиата» и «Севильский цирюльник» и «Дон Жуан» и «Фауст», «Лоэнгрин» и «Мефистофель».Дирижируя оперой, маэстро Боттезини мог часто играть на сцене на своем контрабасе в антракте. Звучание инструмента в руках маэстро отличалось богатым разнообразием тембров. Плавность и неподражаемая элегантность виртуозной техники восхищали. В ноябре 1888 года Боттезини был назначен директором Пармской консерватории, по рекомендации Верди. Но 7 июля 1889 г. великий музыкант умер и по завещанию был похоронен рядом с великим Паганини.Роль и значимость величайшего виртуоза-контрабасиста Джованни Боттезини в развитие исполнительского искусства и итальянской музыки ХІХ века сложно переоценить. С его подачи контрабас стал солирующим инструментом с огромными исполнительскими возможностями. Достижения в использовании новых технических приемов и оттенков в искусстве игры на инструменте удивляют своей непревзойденностью. Авторство собственной «Школы» (Методы) игры на контрабасе, состоящей из двух частей: оркестровой и сольной. Гаммы и упражнения к ним в определенной тональности – основной принцип «Методы». Имя великого музыканта стало нарицательным. Французский виртуоз Ахилло Гуффе был назван критиками французским Боттезини. А русским, часто называют знаменитого Сергея Кусевицкого. Джованни Боттезини, покоривший мир своей виртуозной игрой и разносторонним дарованием, стоит в ряду со многими гениальными музыкантами-романтиками XIX века.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставьте комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели