Безладовый бас

Безладовый бас
Безладовый бас

У каждого басиста есть своя любимая. Она идеально ложится к нему руки, издает именно те звуки, которые он хочет услышать, никогда не расстраивается по мелочам. И речь здесь идет не только и не столько о женщине, сколько об инструменте – бас-гитаре. Предшественником знакомой каждому из нас бас-гитары был контрабас – акустический инструмент из семейства скрипок, являющийся самым крупным. Именно из-за его громоздкого размера на смену контрабасу пришла бас-гитара, обладающая некоторыми его достоинствами, но намного более компактная по размеру. В свою очередь, и у бас-гитар стали появляться свои собственные разновидности, например, безладовый бас.

История

История создания этого необычного инструмента не совсем однозначна: существует несколько версий того, кто, где и при каких обстоятельствах создал первый безладовый бас.
Первая история такова: в погоне за разнообразием и новым оригинальным звуком, да и просто от скуки один умелец решил «поиздеваться» над своим Fender Jazz Bass 1962 года. Что же он придумал интересного и нового? Он просто-напросто убрал с гитары сразу все лады, замазав эпоксидной смолой оставшиеся на их месте небольшие углубления. Таким образом, он сумел извлечь из инструмента новое звучание, ставшее с тех самых пор его «фирменным». Звали этого выдумщика-умельца Жако Пасториус (В последствии, кстати, про него был снят документальный фильм 2015 года). Есть и альтернативная история появления на свет безладовой бас-гитары, которая является также и более известной, распространенной. Как и первая, она заключается в трансформации нового инструмента из уже существовавшего ранее, стандартного. Создателем в этой версии выступает Билл Уайман из легендарных The Rolling Stones. Купив у одного своего знакомого барабанщика бас, он с удивлением обнаружил, что тот просто невероятно плохо звучит, издает неприятное дребезжание из-за большого срока эксплуатации. Тогда Билл решил, что поменяет старые изношенные лады на новые. Но вытащить лады он вытащил, а новые решил не вставлять, до того понравился ему получившийся без них звук. Произошло все это приблизительно в 1961 году. Таким образом, сейчас безладовый бас можно услышать в большинстве композиций The Rolling Stones того времени. Первая коммерческая партия безладовых бас-гитар была выпущена компанией Ampeg и называлась AUB-I (или иначе Aubi). Инструмент и по сей день активно используется музыкантами-любителями и профессионалами.

Особенности

Безладовая бас-гитара внешне (по форме) ничем не отличается от обычных гитар. Единственное отличие заключается в грифе, он напоминает стандартный гриф контрабаса, лады отсутствуют. Однако, могут быть линии-ориентиры, отмечающие лады, или же отметки сбоку грифа. Как правило, у безладового баса четыре струны, но бывают и пяти-, шести- и даже семиструнные.
Изготавливается инструмент из металла, дерева, пластмассы. Способен брать до трех октав, что позволяет исполнять произведения практически любых стилевых направлений, импровизировать с жанрами и техникой. Чаще всего безладовый бас используется в джазе и его разновидностях, но играют на нем и музыканты других направлений, к примеру, металлист Стив ДиДжорджио. Поразительно, но найти партии безладовой бас-гитары можно даже в экстемальном металле, например, в группах Death, Opeth, Cynic и многих других, которые используют ее как для записей, так и на концертах. Звук бас-гитары без ладов немного напоминает звук, издаваемый контрабасом, такое легкое вибрирующее «мммуа». Из-за этого мурлыкающего звука некоторые называют безладовую бас-гитару более нежным и женственным инструментом, чем обычную. Конечно же, как и к строптивой женщине, к такой гитаре необходим совершенно особенный подход: просто так чистый и красивый звук не извлечь, нужны сотни часов и дней тренировок, терпение и упорство, которыми может похвастаться далеко не каждый. Жако Пасториус считал, что каждую ноту надо не слышать, а чувствовать, и с этим нельзя не согласиться.

Приемы

Рассмотрим специальные приемы игры на безладовой бас-гитаре:
Слайд, или глиссандо – заключается в скольжении пальца, прижимающего струну, вдоль по грифу, вверх или вниз.
Hammer on, или восходящее легато – при выполнении этого приема звук извлекается левой рукой. Правой рукой извлекается нота, а на несколько ладов выше резко прижимается струна ударом левой руки.
Pull off, или нисходящее легато – звук также, как и при восходящем легато, извлекается левой рукой с помощью резкого снятия пальца со струны.
Bend – струна прижимается поперек грифа, засчет ее движения повышается тон.
Harmonic, или флажолет – прием для получения необычной тембровой окраски. Прием выполняется с помощью очень легкого касания струны над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. Можно выполнить его и с помощью медиатора.

Сделай сам

Не хватает денег на дорогую японскую красотку? Почему бы не попробовать сделать подобную самому? Рассмотрим изготовление безладовой бас-гитары в домашних условиях на примере пятиструнного Kramer Baretta.
Нам потребуются:
— собственно, инструмент
— лимонное масло
— липкая лента
— паяльник
— отвертка
— наждак
— полотно ножовки
— вставки (эпоксидка, дерево или твердый пластик)
— столярный клей
— скребок
— долото
— мелкая шкурка
— маленький молоточек
— тряпка

Итак, начнем.

1.Снимаем струны, выпрямляем гриф, 1 день пропитываем накладку лимонным маслом. Подготавливаем все неободимое.
2.Заклеиваем накладку липкой лентой, это защитит накладку грифа от воздействия инструментов, предотвратит ненужные сколы и царапины.
3.Нагреваем лады паяльником, подцепляем стамеской, вытягиваем (осторожно, не отрывайте накладки вместе с ладом). Будьте готовы, что это может занять длительное время, до двух часов.
4.Снимаем липкую ленту с лада.
5.Шкурим накладку наждачной бумагой до гладкости, вытаскиваем мусор из пазов.
6.Пластик (или дерево) толщиной около 0,8 мм закругляем, намазываем клеем, осторожно вбиваем молоточком.
7.Шкурим гриф до идеальной гладкости, стираем пыль тряпочкой, пропитываем накладку лимонным маслом еще раз.
8.Устанавливаем струны, регулируем анкер, отстраиваем высоту струн: они должны быть ниже, чем на обычном басу. Можно также углубить пазы в верхнем порожке.
9.Все готово, у нас в руках новорожденная безладовая бас-гитара! Можно начинать играть.

Личности

Одни музыканты всю жизнь играют в подвале или гараже, оттачивая технику, а другим музыкальный талант дан от рождения. Кто же был таким виртуозом среди тех, кто играл на безладовой бас-гитаре? Во-первых, конечно, уже упомянутый выше Жако Пасториус. Его стоит послушать просто в обязательном порядке тем, кто интересуется историей бас-гитар или учится на них играть. Во-вторых, бывший басист группы Cream, Джек Брюс. Начинал свою карьеру он с игры на контрабасе, и этот опыт ему пригодился. Однако, порой, сила, с которой он дергает струны, немного превышает необходимую. Третий виртуоз безладовой бас-гитары – Пино Палладино. Он тоже начинал не собственно с нее, а с классической гитары. На него обращали внимание такие звезды восьмидесятых, как Гэрри Ньюман, Пол Янг. С последним он записал великолепный кавер на «Wherever I Lay My Hat» М.Гэйя, в котором партии обычной и безладовой бас-гитар удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, что делает кавер-версию песни не хуже, а может и лучше оригинальной.
Четвертый герой, о котором нельзя не упомянуть, — Гордон Самнер. Возможно, это имя вам ничего не скажет, ведь куда более известен всем и каждому его псевдоним – Стинг. Да-да, он тоже владеет техникой игры на безладовом басу, причем более чем превосходно. Начинал он, как и многие, наверное, с не особенно примечательных работ, играл в группе The Police, используя безладовый бас (а именно, Ibanez Musician 1979 года) в основном для выступлений, а вне концертов играл на обычном. Что интересно, впервые Стинг сыграл на безладовом басу без какой-либо подготовки, прямо на концерте. Он шутил, что, если что-то на сцене во время выступления идет не так, и ты чувствуешь, что лажешь, главное – делать это с серьезным и умным лицом, тогда никто в зале ничего не заметит. Что ж, доля истины в его словах есть.
Еще один гений безладового баса — Лес Клейпул, выдающийся басист. Владеет техниками теппинга, слэпа, тремоло, любит heavy metal. Если бы однажды прошел одно прослушивание, то сейчас, может быть, играл бы с Metallica, но, к сожалению, не сложилось. Что отнюдь не умаляет его достоинств и таланта.

Плюсы и минусы

Как и у любого музыкального инструмента, у безладовых бас-гитар есть свои достоинства и недостатки, и дело каждого, на что стоит обращать внимание в большей степени. Начнем с плюсов:

+ Безладовые бас-гитары не привязаны к конкретному музыкальному и темперированному строю, в отличие от ладовых инструментов;
+ Множество приемов, которые можно осуществить именно на безладовом инструменте;
+ Характерный нежный, «мяукающий» звук;
+ Используя определенную технику, можно получить лучший сустейн, сделать звук ярче;
+ Безладовые басы порой дешевле, чем ладовые, особенно если заказывать мастеровой инструмент.

Есть и минусы:

— Играть на безладовом басу сложнее, и игра на нем потребует больших временных затрат на тренировки;
— Акустические безладовые гитары звучат намного тише своих ладовых коллег;
— На такой гитаре, как правило, быстрей стирается, изнашивается накладка грифа;
— Покупая безладовый бас, лучше сразу приобрести к нему хроматический тюнер, а это – дополнительные денежные затраты.

Похожие записи :

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели