Бас-гитара

Бас-гитара (бас) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, который предназначен для игры в басовом диапазоне. Инструмент имеет сходную конструкцию с электрогитарой, но от последней бас отличается более массивным корпусом, длинным грифом и, соответственно, увеличенной мензурой. а также более толстыми струнами и меньшим их количеством (как правило).

Непосредственным предшественником баса является не гитара, как можно было бы предположить, а контрабас. Около двухсот лет «королем» басового диапазона был контрабас. Но в середине ХХ столетия возникла необходимость в более совершенном инструменте, который не имел бы недостатков контрабаса (его крупные размеры и масса, вертикальное расположение при игре, сложности в звукозаписи, малый сустейн и низкий уровень громкости). Первой серийной бас-гитарой стала «Fender Precision Bass», которая была выпущена в 1951 году американцем Лео Фендером и с тех пор является эталоном инструментов этого рода. Через 9 лет в продажу поступила еще одна модель баса Фендера – «Jazz Bass», которая также стала классической. Одним из главных популяризаторов инструмента стал Пол Маккартни – басист культовой группы «The Beatles». Бас-гитара быстро начала вытеснять контрабас и с тех стала основой ритм-секции в таких музыкальных направлениях как рок, джаз и блюз (хотя в последних двух еще часто встречаются контрабасисты).

Бас-гитара имеет множество разновидностей: она бывает электрическая и акустическая, с ладами и безладовая, с вариациями количества струн – от классических четырех до двенадцатиструнного стика.

Классическая настройка струн – по квартам. Часто используется настройка «дроп» (когда 4-я струна опускается на один, режа – на два и более тона), Диапазон баса (четырехструнного со стандартным строем E-A-D-G и 22-мя ладами) – от ми контроктавы до фа первой октавы (чуть более трех октав).

Поддержка ритмического каркаса в музыке – главная функция бас-гитары. В комплексе с ударными бас формирует ритм и динамику произведения, создавая музыкальное «полотно» для сольных инструментов и вокала. Но иногда роль баса может выходить за стандартные рамки. Некоторые исполнители выводили бас-гитару в ранг солирующего инструмента, а в некоторых случаях бас мог полностью исполнять все лидирующие партии в коллективе.

Положение баса при игре в большинстве случаев не отличается от гитарного. Наиболее распространенные техники игры на басу – щипково-пальцевая (пиццикато) и медиаторная. Популярными игровыми стилями также являются слеп-н-поп и теппинг. Более экзотические техники – флажолетная (Жако Пасториус), игра большим пальцем (Стинг), ударная (Джон Энтвистл). Выбор техники игры на басу зависит от характера исполняемой музыки и от того, какое звучание лучше подходит под конкретное произведение. Владение несколькими техниками зачастую характеризует высокий профессиональный уровень музыканта.

В 2011 году журнал «Rolling Stone» опубликовал десятку величайших басистов всех времен, куда вошли такие имена как Виктор Вутен, Клифф Бертон, Джек Брюс, Жако Пасториус, Джон Пол Джонс, Лес Клейпул, Гедди Ли, Пол Маккартни, Фли, а также Джон Энтвистл, возглавивший список.

Классическими принято считать следующие бас-произведения: «Continuum», «Portrait of Tracy» (Жако Пастоирус, джаз-фьюжн), «Amazing Grace» (Виктор Вутен, джаз), «My Generation» (Джон Энтвистл, рок), «Pulling Teeth», «Orion» (Клифф Бертон, метал), «The Awakening» (Лес Клейпул, фанк).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Subscribe without commenting

Перейти к верхней панели